Зомби

Затаенны человека - Зомби

Кто же такие зомби — не живые, ну и не мертвые существа, которых часто встречают на Гаити? Взаправду ли зомби — мертвое тело без разума и без души? Находится ли оно во власти чернокнижников, которые подчинили его себе, захватив душу? Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Есть ли они? Для доказательства этого приводится неограниченное количество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие Затаенны человека - Зомби

Кто же такие зомби — не живые, ну и не мертвые существа, которых часто встречают на Гаити? Взаправду ли зомби — мертвое тело без разума и без души? Находится ли оно во власти чернокнижников, которые подчинили его себе, захватив душу? Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Есть ли они? Для доказательства этого приводится неограниченное количество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие мертвецы — слуги дьявольских чернокнижников. И даже если сотворения, подобные зомби, найдены, взаправду ли это ходячие мертвецы? Можно ли дать логическое объяснение их необыкновенному состоянию? «Самое худшее — глаза. И это совершенно не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Так пустым, как будто за ним ничего нет.

Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обыденного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и поразмыслил, поточнее ощутил: «Великий Боже, может, вся эта ложь — правда…»

Так Уильям Сибрук обрисовывает свою встречу с созданием, самым зловещим среди всех порождений сверхъестественного. Сибрук столкнулся лицом к лицу с зомби — ходячим мертвецом. И в эту минуту он был готов поверить всему, что слышал о зомби с момента собственного первого приезда на Гаити. Участь зомби страшнее, чем удел вампиров или оборотней. Вампиры все же возвращаются к тем, кого любят. Их можно узнать и удержать. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий вид. Но зомби — автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошедшем, не знает о своем реальном. Без проблеска узнавания он может поглядеть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо собственного дома. Ни призрак, ни живое существо — зомби помещены, может быть, навечно, в эту «пограничную зону меж жизнью и смертью». И если вампиры — живые мертвецы, то зомби — ходячие мертвецы, тело без души и разума. С помощью чернокнижническтва им дали видимость жизни. Они — порождение чернокнижников, которые употребляют их как собственных рабов или сдают напрокат, почти всегда для работы на полях. Гаити — родина этого явления и изобилует рассказами о людях, которые погибли, были похоронены, а через некоторое время в один миг появились, став зомби.

Одну из самых именитых историй, впервой описанную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор молвят на Гаити. Очаровательная молодая дама по имени Мария погибла в 1909 году. Через 5 лет после смерти, в столице Гаити — Порт-0-Пренсе, в окне какого-то дома ее узрели бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда дом нашли, ни носителя, ни девочки там уже не было. А тем временем по Порт-0-Пренсу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное миропонимание, могилу девочки разрыли. В гробу лежал скелет, очень длиннющий для малыша. Он был ловко наряжен в одежду, в какой похоронили Марию. Говорили, что Марию выкопал колдун и преобразовал в зомби, а когда он умер, вдова отдала его девочку католическому священнику. После того, как ее видели школьные товарищи, говорили, что родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней.

И что позже там ее навещал брат. Но это не очень приемлимо для историй про зомби, потому что самое печальное в их — то, что зомби никто не может помочь. Семья и ДРУЗЬЯ почти всегда не знают о случившемся, а если и знают, то очень испуганы, чтобы пробовать что-то делать. Зора Херстон приводит следующую историю, рассказанную матерью погибшего мальчика. После погребения, посреди ночи, его друзья были разбужены испуганной дамой и ее дочерью. Оказалось, что в один миг ночью сестра услышала на улице пение и шум. Позже она узнала голос брата. Ее плач разбудил весь дом, и, посмотрев в окно, домашние узрели зловещую процессию, бредущую вдоль улицы, и мальчика, похороненного накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач.

«Но таковой ужас, — пишет Зора Херстон, — внушаемый этими созданиями, что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и испытать его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с разума. Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попробует вызволить собственных погибших близких? Взаправду ли зомби есть? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к верованиям и религиозной практике вуду. Вуду — уникальное сочетание верований африканцев, католиков ид даже некоторых американских краснокожих, также евро оккультизма. Но самые глубоки корни — в Африке, и появление вуду совпадает с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужасный период в жизни населения земли начался, когда Гаити обладали испанцы в XVI веке, и переживал расцвет в XVII, когда полуостров Гаити перешел к Франции.

Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работорговцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побережья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности французов. В тех редких случаях, когда у французских властей появлялись юридические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот резон, что это лучший способ навести африканских язычников в христианство. Неограниченное количество рабов стали прихожанами церковной церкви. При всем этом они малость изменили христианские доктрины, приспособив их к собственному темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со своими религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор. Даже на данный момент, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют сходу и католицизм и вуду. На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но большая часть принадлежало к племенам, говорящим на языке йоруба. Эти племена верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семьями, перевезенные в ужасных аспектах в незнакомую страну, рабы все таки сохранили приверженность своим традициям.

Они по-прежнему почитали магию и чернокнижниченство и помнили о богах и духах предков, которым поклонялись в лесах Африки, что и составило базу для формирования вудуизма на Гаити. Новая религия соединила лишенный корней, страдающий народ. Поэтому французские власти ее быстро запретили. Тем они прирастили популярность вуду, также ее зловещую волшебную составляющую. Рабство было неплохим делом. К 1750 году на Гаити привозили 30 000 рабов раз в год. Одно поколение сменялось другим, тоска и ностальгия по прошлому росли и готовили почву для восстания. В конце концов в 1757 году полуостров Гаити попробовал стать независимым. Восстанием фанатичных беглых рабов управлял Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 году. С уходом французских колонистов, носителей церковной веры, религия вуду распространилась всюду. Религия вуду имеет две стороны. Одна — вера и поклонение своим богам — как в обычных религиозных конфессиях. Но есть и другая, мистически окрашенная — вуду черной магии, чернокнижническтва, веры в монстров, убийц и воскрешение мертвых. Принципиальной частью некоторых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и петухов. Церемонии вуду проходят в так называемых «tormelles» (беседках). Это может быть как жалкая хижина с грязным полом, так и современное здание, но во всех случаях с площадкой для ритуального танца. Непосредственно в танце участники переживают главный опыт вуду — одержимость духами.

Танец, пение и барабанный бой делают обстановку, в какой исповедующий вуду и дух могут стать одним целым, и наступает момент, когда танцующие впадают в транс, который заканчивается потерей сознания. Танцующим может овладеть хоть какой из множества богов и духов, большая часть из которых до сих пор носят африканские имена. В этот момент одержимый полностью уверен в том, что он взаправду «стал» им, и перенимает его внешний вид, жесты и поведение. Так, одержимый старенькым духом папы Легбы, охраняющий ворота в другие миры и являющийся божеством перекрестков, чей символ — костыль, на глазах заметно дряхлеет и начинает хромать. Окружающие, узнав духа, бегут на помощь с палками и костылями. Бог моря будет грести невидимыми веслами. Одержимый кокетливым дамским божеством будет вести себя жеманно и вызывающе.

Одна из обыденных богинь Дагомеи (Бенин) — Агасса, красивое соединение дамы и пантеры, сохраняет свою власть и на Гаити, заставляя одержимых ею сгибать пальцы наподобие когтей. Злые ДУХИ могут вызвать у танцующего конвульсии. Одержимость продолжается несколько часов, и в это время человек может безболезненно ходить по раскаленным углям, погружать кисти рук в кипящую воду, так же как в некоторых африканских племенах, в состоянии транса, люди могут ОТРУБАТЬ себе пальцы.

Исследователь Патрик Лей Крестьянин, посетив Гаити, предложил елеі дующее объяснение того, как может появляться одержимость, или предполагаемое «воплощение» бога. В своей книге «Древо путешественника» изданной в 1950 году, он пишет: «Каждый житель Гаити с ранешнего юношества приучается к моменту воплощения, и он знает, что это чудо произойдет в „tonnelle“, где сам воздух пропитан тайнами, и барабанный бой фактически физически воздействует на его мозг, и под воздействием барабанов, танца и божественного присутствия он погружается в состояние истерии и, как следствие, самогипноза». С помощью электроэнцефалограмм было установлено, что человеческий мозг необычно чувствителен к ритмическим воздействиям. Таким образом, изменяя высоту тона и ритм ритуальной церемонии, священник вуду — хунган — может прирастить степень внушаемости. Чтобы помочь войти в состояние одержимости, хунганы могут использовать чудесные порошки и травы, но молвят, что в лихорадочной атмосфере церемонии вуду для этого может хватить даже такой обычной вещи, как перец. Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это — момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из 2-ух частей: Большого Неплохого Ангела и Маленького Неплохого Ангела.

1-ый — то, что мы могли бы называть самосознанием. Он составляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть. Без Большого Ангела Маленький и тело теряют связь. Во время одержимости вытесняется Большой, и человек перестает быть собой, а становится тем божеством, которое заняло его тело. Обычно одержимость проходит сама собой, и Большой Ангел вудуиста возвращается на свое место. Но временами это может произойти только с помощью хунгана. После смерти нужно позаботиться о том, чтобы подобрать освобожденной от тела душе новое жилище. Душа, которая 1-ое время проводит на дне реки, во время специальной церемонии вызывается хунганом и помещается в освященный ящичек, заменяющий физическое тело. Так она становится духом предка, он дает советы и сберегает свою семью. Идея о душе лежит в базе многих суеверий вуду, включая и веру в зомби. В момент вытеснения душа может попасть в руки беса. Естественно, обладать телом без души, которую заместило божество, очень комфортабельно, но им, с помощью дьявольских махинаций, может завладеть колдун Колдуны вуду, или бокоры, — существа довольно жуткие, они говорят с мертвыми и для себя, или в интересах собственных клиентов, практикуют самое зловещее чернокнижниченство. Временами хунган и бокор — одно и то же лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с колдовством, чтобы успешно с ним биться.

На данный момент хунган может наложить проклятие с помощью белой магии, а завтра воспользоваться заклинаниями черной. Они могут вызвать как не плохих духов, так и злых, например, Зандора, который превращает людей в змей или летучих мышейвампиров. Вудуисты все таки придерживаются представления, что реальный хунган никогда не станет заниматься колдовством, и естественно, есть бокоры, которые никогда не были священниками вуду. Бокоры возглавляют затаенные общества, поклоняются дьяволу и собираются на кладбищах, где проводят церемонии зловещего культа мертвых. Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют особенные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы заключается в том, чтобы нарядить труп в одежду жертвы и спрятать в затаенном месте, где он будет гнить, а злополучная жертва — сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если вероятная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно просто добиться требуемого результата. Гаитяне молвят душераздирающие истории о том, как колдуны употребляют трупы. Уильям Сибрук в своей книге «Таинственный остров», написанной в 1936 году, приводит историю молодой дамы Камиллы Туссель и ее жена Мэтью. В первую годовщину их свадьбы Туссель, скоро после полуночи, позвал свою супругу праздновать это событие. Он настоял, чтобы Камилла надела свадебное платье, и она, испугавшись, послушалась. Они вошли в торжественно убранную, освещенную свечками, комнату. Не считая их было еще четыре гостей в вечерних костюмах. Но никто не поздравил Камиллу. Туссель извинился за их, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют.

Его голос показался Камилле напряженным и ненатуральным, и в один миг она увидела, как неподвижные пальцы 1-го из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Взяв свечу, Камилла вгляделась в лица гостей и отыскала, что находится в одной комнате с 4-мя трупами. Дама в панике бежала, но в дальнейшем так и не оправилась после этого кошмара. На следующий день ее друзья возвратились туда и отыскали все так, как она описала, только не было ни безмолвных гостей, ни Тусселя. Позднее говорили, что Туссель покинул полуостров. Легенда или факт? Зловещие планы мужа-колдуна или разыгравшееся воображение супруги? Гаитяне, рассказавшие Сибруку эту историю, считали, что факт. Они знали еще много таких историй. Дети на Гаити растут Ч^еди рассказов о черной магии, привидениях и колдунах. Матери не разрешают детям играть со своей тенью и молвят, что если те будут плохо себя вести, их унесет бокор, или тонтон-макут — бродячий колдун вуду. Последняя угроза стала реальностью, когда к власти на Гаити пришел Диктатор Франсуа Дювалье, потому что его наемников назвали тонтонкутами.

Эта атмосфера кошмара и суеверий порождала веру в зомби. Веря в культ мертвых, не очень тяжело поверить и в возможность черной магии вынудить труп двигаться и исполнять чужую волю. Многие произнесли бы, что непосредственно такое намерение было у Тусселя относительно его гостей. Из всех ловушек, в которые неосторожный человек может попасть с помощью чернокнижническтва, самая страшная — зомби, потому что даже более искушенному нелегко с этим справиться. В конце 1950-х годов Альфред Метро, создатель книги «Вуду на Гаити», исследовал вопросы, связанные с зомби. Он пишет: «В Порт-0-Пренсе вообще малость даже среди образованных людей таких, которые бы отчасти не верили этим зловещим историям». Одна из таких зловещих историй, записанная Метро, — о молодой девушке, которая отклонила предложения могущественного хунгана. Тот удалился, бормоча угрозы.

Довольно скоро дама заболела и погибла. Так вышло, что гроб был очень небольшим, и чтобы расположить там даму, ей пришлось согнуть шею. В это время свеча, стоявшая рядом с гробом, упала и опалила ей ногу. Спустя некоторое время люди потребовали посмотреть на даму, по-видимому, живую. Ее узнавали по ожогу и по искривленной шее. Говорили, что ревнивый хунган преобразовал ее в зомби и использовал как служанку, но из-за завышенного интереса к этой истории был должен ее вызволить. Этим колдуном правило желание отомстить — обычная причина для перевоплощения в зомби не угодившего человека. Временами, если есть подходящие трупы, их превращают в зомби, чтобы использовать просто как дешевую рабочую силу. В более редких случаях они — жертвы договора с дьявольскими силами, которые взимают плату в человеческих душах за оказываемые услуги. И если христиане молвят о продаже дьяволу собственной души, последователи вуду продают души других.

В обмен на власть, богатство или другие блага необходимо дать души самых дорогих и близких людей. Каждый год ужасная процедура повторяется, пока не остается никого из близких, кого можно было бы предложить, и тогда приходится отдавать свою душу. А тело, как и тела всех других, становится зомби. Такой договор заключается через бокоров, и только они в состоянии сделать зомби. Как стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает» душу и помещает ее в закупоренную бутыль. Скоро после этого жертва заболевает и гибнет. После погребения, в полночь, бокор со своими помощниками приходит к могиле, раскапывает ее и произносит имя жертвы. В ответ мертвец силится приподнять голову, потому что бокор обладает его душой. Как это случится, бокор, — на долю секунды, — достает бутыль с душой и сует под нос трупу. На данный момент мертвец реанимирован. Бокор вытаскивает его из могилы, связывает и для полного оживлеЗАГАДКИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 205 ния бьет по голове. Позже он тщательно закапывает могилу, чтобы никто не додумался о происшедшем.

Поначалу бокор и помощники проводят жертву мимо ее собственного дома. Молвят, после этого она никогда не сможет его узнать и испытать туда вернуться. Позже ее отводят в дом бокора или дворец вуду и дают особенный настой. Некоторые считают, что это экстракт из ядовитых растений, таких как белладонна или датура (трава Джимсона). В колониальные времена рабы травили ими собственных хозяев. Другие молвят, что он приготовлен из капель, капающих с носа мертвеца. Есть другие способы поймать человеческую душу. Можно под подушку умирающего положить сосуд с магическими предметами и травками, в который «втянет» душу. Душу насекомого или малеханького животного можно заместить человеческой. Ни в одном из случаев жертва не осознает, что происходит. Можно даже забрать душу уже непосредственно у мертвого. Но какой бы метод ни употреблялся, на краю могилы роль души остается все той же, и после приема магического наркотика дело, можно считать, сделано. Жертва становится зомби — ужасным, преданным ходячим мертвецом, готовым к выполнению желаний колдуна. Чтобы колдун не мог достать труп и сделать из него зомби, проводится потрясающая работа. Семья, которая может себе это позволить, бетонирует могилу. Другие хоронят в собственном саду или на обочине дороги с оживленным движением. Потому что для целей бокора годится только свежий труп, родственники могут у могилы дежурить до тех пор, пока тело не начнет распадаться.

Временами труп убивают опять, протыкая голову или вводя яд, временами душат. Время от времени хоронят с ножом в руках, чтобы сам защищался. Часто в могиле тело кладут лицом вниз, а в рот покойнику набивают землю или зашивают губы, чтобы когда колдун произнесет его имя, тот не смог отозваться. Если человек стал зомби, то спастись от бесконечного транса можно только попробовав соли (часто это символ белой магии). После этого зомби мгновенно понимают положение, понимают, что мертвы, и возвращаются надолго в могилу. В своей книге «Невидимые» британский антрополог Френсис Хаксли приводит историю о зомби, которую ему поведал католический священник. Этот зомби слонялся по собственной деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были очень испуганы, чтобы что-либо делать, и просто оставили его на улице. Через несколько часов кто-то, набравшись смелости, дал зомби попить соленой воды, и тот пробормотал свое имя. Позднее его узнала его тетя, которая жила недалеко. По ее словам, он умер и был похоронен четыре года назад. Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, который заставил его и еще нескольких зомби на него работать. Испуганные полицейские выслали колдуну письмо, в каком предлагали забрать собственного зомби назад. Но спустя два дня зомби по-настоящему умер — может быть, из-за сделанных разоблачений его убил сам колдун. Колдуна арестовали, но ни его супругу, ни других зомби найти не удалось. Во всех историях про зомби есть элемент недосказанности.

Как будто пропущены какие-то принципные факты. Но католические и протестантские священники молвят истории, которым тяжело не верить. О том, как они своими своими глазами видели покойника, вели заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и кидали землю на могилу, а через несколько дней или недель встречали «бывшего клиента» с застывшим взором и отсутствием мимики. Невменяемого, но не мертвого. Зора Херстон пишет, что временами к миссионерам эти сотворения приводит изменивший вуду бокор или вдова колдуна, чтобы избавиться от их Херстон побывала на Гаити, ей довелось видеть, касаться и фотографировать зомби. Она сфотографировала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной заболевания в 1907 году. В 1936-м ее нашли. Она бродила голый по дороге, недалеко от фермы ее брата. И брат и супруг узнали в ней даму, которую своими руками похоронили 29 лет назад. Фелисия была в таком ужасном состоянии, что ее отправили в боль-| ницу, где через несколько недель ее и увидела Зора. «Это было страшенно, — писала она позднее. — Белое лицо с мертвыми глазами… Веки — стопроцентно белые, как будто сожжены кислотой.

Что можно было ей сказать? И что получить в ответ? Оставалась только глядеть на нее. Но выносить продолжительно это зрелище было невозможно«. Итак, зомби, или нечто похожее им, есть. Но взаправду ли они — ходячие мертвецы? Как можно мертвому телу придать видимость жизни Монтегю Саммерс, знаток чернокнижническтва и черной магии, писал: «Бесспорно, можно с помощью черной магии сделать видимость „жизни“ мертвого тела — оно будет двигаться и говорить, но, по признанию самих чернокнижников, наложить заклятье надолго, без его циклического возобновления — подвиг, который под силу только самым бесчестным чародеям, глубоко погрузившимся в адские пучины». В случае с Фелисией Феликс-Ментор вряд ли даже самое адское . заклятие может выдержать 29 лет. Более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби никогда не гибли. Некоторые считают, что зомби — просто двойник погибшего человека. Но если это так, то почему же этот двойник всегда смотрится и двигается как зомби? Для зомби характерны отсутствующее выражение, устремлен’ ный вниз взгляд, бледное лицо и шаркающая походка. Они не понимают, когда к ним обращаются, и их собственная гнусавая речь фактически всегда неумна. Почти всегда это просто гортанные звуки, напоминающие хрюкание.

Фактически всегда они имеют признаки умственной неполноценности, и может быть, многие из встреченных зомби — на самом деле просто слабоумные, которых семья тщательно прячет, делая вид, что их давно нет в живых, пока в один миг они не повстречаются кому-нибудь, может быть, много лет спустя. Альфреду Метро под видом зомби показали «несчастного лунатика». Это была ненормальная девочка, убежавшая из дома, где праотцы обычно держали ее под замком. Исследователи Гаити отмечают, что с зомби обращаются не ужаснее, чем с умственно отсталыми; последних, чтобы добиться подчинения, обычно бьют. Когда Уильям Сибрук малость отошел от шока, вызванного зрелищем «горящих, расфокусированных и невидящих глаз», он тоже пришел к выводу, что зомби, которых он видел, были «только злополучными безрассудными человеческими созданиями, идиотами, которых заставили работать в поле», а не полуожившими трупами. Но как быть со свидетелями, которые клянутся, что видели некоторых зомби мертвыми? Лгут ли они? И не все зомби идиоты сначала. Некоторых друзья помнят бодрствующими, умными людьми. Это довольно трудные вопросы. Ответ на их можно получить из неожиданного источника — статьи 246 старого уголовного кодекса Гаити.

«Также покушением, — написано там, — является внедрение веществ, с помощью которых субъект погружается в более или менее долгий летаргический сон, вне зависимости от цели внедрения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством». Из этого следует, что зомби взаправду может быть человеком, которого близкие похоронили и оплакали, а бокор, как и в легендах, извлек из могилы. Но он был похоронен живым, погруженный в похожий смерти транс, из которого может никогда не выйти. Известный на Гаити доктор в своем интервью Уильяму Сибруку произнес, что по последней мере некоторые из зомби, с которыми ему приходилось сталкиваться, были жертвами такого рода ошибок, умышленных или случайных. Зора Херстон обсуждала с докторами случай Фелиции Феликс-Ментор. Она пишет: «Мы продолжительно строили теории, объясняющие возникновение зомби.

Это, естественно, не случай воскрешения из мертвых, а скорее всего они были погружены в состояние, очень близкое к смерти с помощью каких-то лекарственных средств, — способ их производства, может быть, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение… Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Жертвы могут действовать и двигаться, но не способны сконструировать свою мысль. Двум медикам, очень заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ производства. Это затаенна, и посвященные резвее умрут, чем произнесут.

Почти наверняка идея зомби пришла из Африки, где до сих пор рас сказываются именитые истории о том, как колдуны воскрешают мерт вых. Но настоящие зомби — специфика Гаити. Естественно, скептика могут говорить, что так называемые зомби — всего только лунатики илі люди, погруженные в состояние транса, но некоторые не вызывающи«сомнения случаи можно объяснить только на уровне магии. На данный момент вуд; часто употребляют для привлечения туристов, и калоритные представления с демонстрацией белой магии, одинаково развлекают как туземцев, так и ино странцев. Френсис Хаксли гласил о судье, который видел, как хун ган извлек из могилы труп и его воскресил. В могиле судья отыскал трубу, через которую с поверхности поступал воздух.

На самом деле «труп» был ассистентом хунгана и мог свободно дышать в ожидании практически го воскрешения. Гаитяне, естественно, знают о похожих мистификациях. Но, к огорчению, большая часть из их продолжает верить в зомби, и кошмар восполнил их ряды у их просто в крови. Очень может быть, что зомби совершенно не извлекают из могил, а с помощью особенных средств погружают в со стояние, близкое к смерти. Но кто произнесет, что ужаснее? В любом случа§ зомби — один из примеров ходячих мертвецов.

Похожие статьи: