20 5-ый кадр

Затаенны человека - 20 5-ый кадр

Нелегальный плод сладок и притягателен. История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию тестов. Во время демонстрации кинофильма средством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил название 25-го Затаенны человека - 20 5-ый кадр

Нелегальный плод сладок и притягателен. История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию тестов. Во время демонстрации кинофильма средством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил название 25-го кадра. Опыт получил широкую огласку и был запрещен законом. Нелегальный плод сладок и притягателен, поэтому изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.

Этот самый известный и устрашающий пример воздействия на сознание большой группы людей породил легенды, которые озвучиваются по телеку, созревают в газетах, журналах и книгах. Все единодушны во миропонимании: ни доказать, ни опровергнуть сие чудо нельзя. В то же время, согласно заявлениям печати, спецы Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР, г. Москва) молвят, что внедрение однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия.

Сложившуюся картину объясняют исследования, проведенные в лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН. Они показывают, что усиление слухов о способах воздействия на сознание больших групп людей является следствием синдрома воздействия. Синдром примечателен тем, что общность несведущих или нездоровых людей сеет легенды в головы собственных граждан. Таким образом, сложился уникальный феномен массового сознания — гигантское количество людей уверено, что они могут попасть под чье-либо воздействие.

Большая часть зрителей имеет очень бедное представление о принципах, положенных в базу кино и телевидения, поэтому их внешнее сходство нивелирует различия меж способами проигрывания и восприятием изображения. Синдром наращивает тот факт, что примерно 70% людей обладают конформистским мышлением (находится под воздействием зависимости от представления большинства), а своим мнением могут обладать около 30% населения. Существует техно возможность поменять один или несколько кадров в передаваемом телевизионном изображении. В то же время законодательство многих государств запрещает рекламные трюки, которые могут оказывать на потребителя неосознаваемое им воздействие… Например, статья 10 закона о рекламе РФ.

Кино и телевидение — не одно и то же.

В общем случае изображение, наблюдаемое на экране, должно обеспечивать восприятие вида таким, каким его воспринимает зритель при определенном наблюдении. Свойства изображения выбираются так, чтобы кропотливо воспроизвести в сознании зрителя все характеристики вида. Тут самое время вспомнить, что сознание — это человеческая способность идеального проигрывания действительности в мышлении. В кино и телевидении употребляется принцип последовательной передачи изображения. На этом сходство кино и телевидения заканчивается. В отличие от кино, где изображение кадра проецируется на экран полностью, в телевидении синтез изображения осуществляется средством чересстрочной развертки.

Нормативно-технический документ, устанавливающий нормы черт телевизионных изображений, называется образцом. В мире действуют 10 стандартов: В, D, G, H, I, К, K1, L, М, N; и три системы цветного телевидения — SECAM, PAL, NTSC. Свойства развертки сначала были установлены для черно-белого телевидения. Выбором их значений обеспечен компромисс в четкости изображения меж требованиями зрительного восприятия и техническими возможностями. Чересстрочная развертка, принятая всюду в телевизионном вещании, осуществляется передачей 1-го кадра 2-мя полями (полукадрами).

Идеал M предугадывает развертку на 525 строк и 60 полей, а все другие употребляют развертку на 625 строк и 50 полей (полукадров). Это сделано из суждений равенства ее частоте промышленного тока с целью устранения динамических искажений геометрии и яркости изображения. Изображение воспринимается сознанием телезрителя как немелькающее, так как частота смены кадров превосходит критическую частоту зрения — 40…46 Гц.

Рассмотрим возможности: передачи «дополнительного» телевизионного изображения, его проигрывания на экране телевизионного приемника и восприятия телезрителями. В статье не будут рассматриваться другие способы воздействия, например, передача инфы по сверхчувственным каналам.

Особенности зрения.

Хоть какое изображение представляет собой совокупность участков с различной яркостью (полей зрения). Процесс зрения основан на фотохимическом воздействии света на родопсин (зрительный пурпур) в палочках и йодопсин — в колбочках сетчатки глаза. Под действием света эти вещества отбеливаются и становятся к нему нечувствительными. В темноте вещества восстанавливаются до большей степени чувствительности. Чувство яркости зависит от количества отбеленного йодопсина и родопсина.

Адаптация.

Без контроля сознанием происходит приспособление глаз к условиям освещенности. Конечное состояние, при котором устанавливается светочувствительность глаза для данного уровня яркости, называется адаптацией.

Адаптация обеспечивается 3-мя явлениями: — конфигурацией поперечника отверстия зрачка; — перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки; — различной реакцией палочек и колбочек.

Зрачок изменяется в поперечнике от 2 до 8 мм, при всем этом его площадь и, соответственно, световой поток изменяются в 16 раз. Сокращение зрачка происходит за 5 с, а его полное расширение за 5 мин. При всем этом за 1-ые 10 с зрачок расширяется на 2/3 собственного поперечника. Рецепторные клетки, палочки и колбочки, адаптируются с различной скоростью. Адаптация колбочек длится около 7 мин, а палочек наименее часа. Адаптировавшись, глаз может наилучшим образом принимать увиденное.

Существует миропонимание, что глаз обладает предельной чувствительностью, т. е. он в состоянии зарегистрировать одиночный квант света. Это не верно. В действительности вспышка света может восприниматься исключительно в этом случае, если площадью сетчатки, соответствующей дуге в 10 угловых минут, в течение примерно 0,1 с будет поглощаться порядка 10 квантов.

По оценкам такая поверхность содержит около 500 палочек; поэтому возможность поглощения одной палочкой более 1-го кванта света очень невелика. Это означает, что одиночный квант взаправду может активизировать палочку, все таки, одиночная палочка поглотившая квант, сама по себе не способна вызвать зрительный сигнал.

Зрительной системе необходимы фактически сходу сигналы более чем одной палочки (около 10). Эти сигналы должны суммироваться в одном из отделов зрительной системы, и только тогда наблюдающий сможет воспринять вспышку света. Уровень такого сигнала соответствует абсолютному порогу зрения.

Согласование со зрительной системой человека обеспечивают масштабные, яркостные и цветовые свойства изображения. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что при просмотре телевизионной передачи «дополнительное» воздействие может восприниматься только средством зрения в виде сигнала яркости или цвета.

Цветовой контраст.

При раздражении сетчатки световым потоком с неполным спектром возникает чувство цвета. При восприятии цветного изображения существенную роль играет цветовой контраст — различие в восприятии 1-го цвета перед другим. Цветовой контраст зависит от аспект наблюдения, конфигурации которых могут вызвать усиление или ослабление восприятия данного цвета. Различают три вида цветового контраста: одновременный, бинокулярный и последовательный.

Одновременный цветовой контраст проявляется в том, что восприятие данного цвета может изменяться (по яркости, цветовому тону и насыщенности) при изменении соседствующего с ним цвета (фона). В основном цвет изменяется в сторону большего удаления (по шкале цветов) от цвета фона: например, желтое поле на красном фоне кажется зеленоватым, а на голубом — более насыщенным желтым. Цветовой контраст более ярко проявляется на границе раздела 2-ух цветных полей. Это явление называется краевым контрастом.

Бинокулярный контраст заключается в том, что возбуждая сетчатку 1-го глаза хоть каким цветом, можно вызвать восприятие контрастного к нему цветового чувства в другом глазу, например, сине-желтое, красно-голубое. Последовательный цветовой контраст выражается в том, что при переводе глаза с 1-го цвета на другой, цвет последнего отличается от реального, а при переводе на белое поле последнее будет окрашиваться в дополнительный цвет. Последовательный контраст проявляется при достаточно долгом предоставлении цветов.

Восприятие конфигурации цветового тона и конфигурации чистоты цвета, как и восприятие приращения яркости, дискретно и определяется пороговыми значениями. Величина порога не постоянна и изменяется в больших границах по шкале цветности и степени насыщенности. Эти пороговые значения изучены экспериментально. Общее число различимых глазом цветовых цветов составляет несколько 10-ов тысяч.

Произнесенное о восприятии цветов справедливо при следующих аспектах наблюдения: угол зрения не превосходит 60, яркость фона — порядка 300 Кд/м2, угловой размер цветовых полей — более 30…40’. Следует иметь в виду, что похожим опыта должно предшествовать достаточное время цветовой адаптации. Время адаптации длятся от толикой до единиц секунд при переходе к большущим яркостям (световая адаптация) и до 10-ов минут при переходе от больших к малым яркостям (темновая адаптация).

При уменьшении размера цветных деталей законы личного восприятия их цвета нарушаются. Цвет малых деталей (около 20’) кажется соответственной смесью оранжевого и голубого, а при дальнейшем уменьшении размеров цветные детали воспринимаются как серые с эквивалентной яркостью, при всем этом пропадают ранее голубий, позже желтый, красный и в конце концов сине-зеленый. Поэтому в технических цветных репродукциях тупо воспроизводить мелкие детали в цветах. Таким образом внедрение цветного «дополнительного» воздействия имеет смысл при размере цветовых полей более 30…40’.

Оценка воздействия текста и вида.

Выясним степень воздействия на зрительную систему «дополнительного» изображения исходя из общей теории связи. Формально оценим пропускную способность исходя из следующих суждений. Будем считать, что подходящая информация, поступающая в глаз, сосредоточена в пространственном угле ясного зрения. Зная разрешающую способность глаза и время, необходимое для расшифровки более сложного вида подсчитаем больший поток инфы за единицу времени.

Рядом исследователей пропускная способность зрения определялась способом предъявления наблюдающему заранее известных образов, при всем этом время предъявления ограничивалось. Исходя из количества правильно опознанных образов, определялась пропускная способность зрения, которая имеет численное значение в интервале 50…70 бит/секунду. Расхождение в величине пропускаемой и поступающей в глаз инфы подтверждает воплощение очень тщательного отбора инфы в тракте зрительной системы, также колоссальную роль психологической деятельности и скопленного опыта в процессе определения образов.

Значения пропускной способности по Купфмюллеру показывают, что скорость чтения с учетом статистики языка имеет порядок 30…40 бит/секунду. Таким образом налицо двукратное превышение информативности образов по сравнению с текстовой информацией. Это доказывает низкую эффективность воздействия «скрытым» текстом.

В дополнение отметим, что текст воспроизводится средством знаков. Знак — это единство означающего (слова — произнесенного или написанного) и означаемого (слова — мысленного представления о предмете или явлении — содержащегося в сознании).

Хоть какое дополнительное изображение воспринимается зрителем как преломления передачи яркости и цветности деталей изображения, которые сказываются на иллюзии места. Так, повышение или понижение яркости переднего плана (фона) приводит к эффекту удаления или приближения фона (переднего плана). Явление одновременного яркостного или цветового контраста также может вызвать искаженную иллюзию глубины. Психологически за фон наблюдающий принимает большее по площади поле и при всем этом объект всегда приподнят над фоном см. рис. 2. Если воздействовать на зрителя средством малозаметного изображения, то оно объединится с фоном или может восприниматься сознанием, в лучшем случае, как искажение зрительного вида.

Можно констатировать невозможность психологического воздействия средством 25-го кадра на здорового человека по следующим причинам: — Процессы адаптации происходят намного медленней, чем передача 25-го кадра.

Экспериментально установленные пороги чувствительности и пропускной способности зрительного канала препятствуют: — обнаружению объекта как целого; — различению отдельных признаков в объекте; — выделению в нем информативного содержания, адекватного цели деяния; — формированию чувственного вида.

Превалирующую роль в процессе определения образов играет психологическая деятельность и скопленный опыт. Хоть какое дополнительное изображение воспринимается зрителем как преломления. Подготовлен опыт, цель которого опровергнуть возможность психологического воздействия средством 25-го кадра на здорового человека.

В заключение сторонникам гипотезы «о воздействии 25-го кадра непосредственно на подсознание» следует напомнить: подсознание — область неясных, не стопроцентно осознанных мыслей, чувств, представлений. Подсознательный — находящийся в подсознании, подсознательный. (Где-то в подсознании шевелится надежда).

Выходит, что 25-й кадр не работает? Работает, но только с того момента, когда СМИ разносят еще одну весть о «массовом воздействии на подсознание». Начиная с этого момента содержание 25-го кадра показывают открыто, без нарушения закона, но такую «рекламу» могут позволить себе далеко не все.

Похожие статьи: