Голубые малыши - голубые бедки...
«Год назад мой девятилетний потомок посмотрел по телеку передачу о детях-индиго, — ведает жительница Днепропетровска Елена М. — В тот же день он заявил, что и сам принадлежит к этому уровню людей. Это стало его идеей фикс. Умеренно он стал
«Год назад мой девятилетний потомок посмотрел по телеку передачу о детях-индиго, — ведает жительница Днепропетровска Елена М. — В тот же день он заявил, что и сам принадлежит к этому уровню людей. Это стало его идеей фикс. Умеренно он стал относиться ко мне свысока, пренебрежительно. «Ты рядовая, мама, и ничего не понимаешь, лучше послушай меня!— часто говорит он мне. Время от времени он отказывается делать уроки или идти в спортивную секцию, потому что его внутренний голос и некие «ангелы молвят, что на данный момент этого делать не надо». Этих эфемерных друзей, советчиков и спасателей до передачи у него что-то не водилось. Я не оспариваю, что он в некотором смысле особенный ребенок, но ведь это не значит, что общественные правила на него не распространяются! Временами мне кажется, что его поведение ненормально, и я боюсь за его будущее…»
«Миф о детях-индиго, на мой взгляд, развивают сумасшедшие праотцы, — считает известный психотерапевт Владимир Голубенко. — А с разума они сходят не просто так. Посмотрите ТВ, почитайте прессу: кругом одно волшебное мракобесие — связь с Космосом и высшими силами, экстрасенсорика, биоэнергетика! Идет волна отрицания научной психиатрии, бабки и колдуны зарабатывают значительно больше хоть какого доктора. Общий же уровень грамотности современных украинцев нередко не позволяет отделить зерна от плевел, и они проглатывают все, что им подсовывают».
И миф мог бы так и остаться далекой от жизни легендой, если бы не предприимчивые спецы, для которых дети-индиго — неиссякаемый источник дохода. Армия девиантных личностей, которые подогревают эту и подобные им идеи, огромна — ведь на этом зарабатываются немалые средства! «Детьми-индиго, по моим наблюдениям, называют избалованных чад, в основном состоявшихся родителей, — продолжает Владимир Иванович. — Ведь многие детские психологи питаются за счет состоявшихся людей. Сейчас достаточно детей с психическими расстройствами, отклонениями, гиперактивных и аутичных ребят. Но родителям неприятен такой диагноз, им намного проще считать, что их ребенок особенный и даже сверхценный! Вот они и становятся на эту точку зрения.
И тем портят малыша. На данный момент у него есть карт-бланш, бесконечная «отмазкаот соблюдения общественных норм, дисциплины, режима. «Что вы от меня желаете, — как бы говорит всем своим поведением такой малыш, — отстаньте, я же индиго!Как это повлияет на взрослую жизнь малыша, когда папа с мамой уже не смогут удовлетворять его капризы, — нетрудно додуматься. Медные трубы — и для взрослых испытание еще больше существенное, чем огонь и вода, а дети, познавшие восхищение, преклонение, обособление, подвержены срывам и чертовским исходам».
Идеология индиго строится на идее конца света: мол, мир обменяется, климат поменяется, появится не только 4-ое, но 5-ое и т.д. измерения, а выживут только представители этой «новой человеческой расы с аурой голубого цвета». Не кажется ли вам, что это очень смахивает на принцип известных всем сект: «Все умрут, а мы спасемся»?
Владимир Голубенко считает: «В сельской школе вы вряд ли найдете ребенка-индиго, резвее, обнаружите его в дорогом элитном лицее или гимназии». Мы пообщались и с сельским учителем, и с директором престижной гимназии, чтобы выяснить их отношение к происходящему.
Учитель младших классов Отрадновской общеобразовательной школы (Запорожская область, Запорожский район), 1-ый учитель создателя статьи и проф, постоянно развивающийся педагог Людмила Панасенко с теорией индиго отлично знакома. Но она предпочитает оперировать фактами, не подстраивая их под какую-либо из схем. «Я могу сказать только, что нынешние дети очень отличаются от прежних. Они несобранны, не могут сосредоточиться на одной цели, задаче, с ними еще сложнее.
Они отлично развиты интеллектуально, отлично разбираются в технике, в особенности в компьютерах, любознательны. Но обычных практических, бытовых возможностей — чистить картошку, вязать, шить — не имеют. Свои интеллектуальные возможности они часто неспособны применить из-за низкой самодисциплины, неорганизованности, разболтанности. Что касается поразительных выражений и мнений, то я слышала их от собственных учеников во все времена».
Директор запорожской элитной школы «ЭйдосЛена Грединарова не может сказать, что стопроцентно поддерживает теорию детей индиго. «Когда я впервой читала Ли Кэрролл, — вспоминает она, — подмечала в книге много натяжек и нелогичностей. Скажу одно: есть дети особенные, и сейчас их намного больше, чем ранее. Эти дети по собственному внутреннему мироощущению и самовыражению отличаются от других. Они обладают внутренним занием, которое пришло не от родителей, а из неизвестных источников. Одна из бросающихся в глаза черт таких детей — потребность в праве выбора, без него им тяжело выжить».
Причина неизвестна: это может быть что-то близкое к теории индиго, а может быть просто результатом того, что при СССР таких просто давила система, а сейчас свобода позволяет детям более много раскрываться. «Каждый воспринимает это по-своему: как произнес доктор Выготский, мы видим в детях только то, что вкладываем в их, — продолжает Елена Михайловна. — Независимо от событий, мы должны обдумывать, как обращаться с такими детьми. Психологи и психоневрологи должны знать теорию индиго, даже если позже и отвергнут ее. Мы в нашей школе по каждому необычному ребенку собираем консилиум с ролью консультанта-психоневролога и выбираем стратегию поведения и обучения такого малыша, более ему благоприятствующую».
Итак, напрашивается вывод: нынешние дети — не такие, как ранее. Но ведь теория поколений — отлично аргументированный, научно обоснованный раздел социальной психологии, и его азы отлично известны. Разве вы не замечаете важной различия мировоззрения меж, скажем, вами и вашими родителями? Психотерапевты подтвердят: большущее число личных трагедий нынешних 30—40-летних основаны на конфликте их мировоззрения с позицией их родителей. «Меня никогда не любили и не понимали праотцы, и сейчас не понимают и не любят», — пеняют они и продолжают глуповатые пробы добиться от родителей того, чего те дать просто не могут. Разве разница меж нами и нашими детьми меньше, чем меж нами и нашими родителями?
Естественно, некоторые высказывания нынешних детей стращают пап и мам. «Мама, я сломалась, выброси меня, — говорит стопроцентно серьезно семилетняя Варя». «Мама, давай сорвем эту первую весеннюю травку, — просит восьмилетний Егор. — Когда я стану стареньким и буду подыхать, я возьму ее с собой, чтобы в другом мире всем показать это чудо». Директор школы «Эйдосповедала: одна из их учениц уверяет, что к ней в гости приходит Жар-птица, а другая ведает, как она, еще до земного воплощения, выбирала себе родителей, сидя на облаке.
Понятно, что мы такими выражениями в детстве не кидались. Но ведь и жизнь была другой: попробуй тогда скажи что-нибудь такое! Сейчас ведь и взрослые другие. Я отлично помню момент — это было начало 90-х, — когда реальным культом, в особенности среди интеллектуальной молодежи, стало отличие от нормы, некая странность. «Да ты рядовая!— было большим оскорблением того общества. А ведь непосредственно дети тех «искусственно сумасшедшихна данный момент приравнивают себя к индиго. И в этом, может быть, есть особая связь поколений.
Нельзя отвергать наличие высших сил, тонких миров и «первичного бульона— потому что и доказать их отсутствие нельзя. Можно об этом рассуждать, мыслить, отыскивать и пробовать. И я не отвергаю теорию индиго, это не моя задача. Речь идет о том, что очень безответственно широко распространять свои личные суждения, подкрепленные никем не доказанными фактами; проповедовать и учить, не будучи проповедником и учителем. Имея дело с чужими, тем более детскими, душами, необходимо 100 раз отмерить, до того как резать без наркоза.
По словам директора Запорожского книжного супермаркета «БукваВалентины Воробьевой, книги о детях-индиго пользуются спросом. В этом магазине даже создан особенный подотдел «Индигов отделе «Педагогика». Если проанализировать эти книги, можно прийти к выводу, что у каждого из создателей теория базируется на совершенно разных принципах: для одних это — волшебное знамение конца света, для других — результат конфигурации мозговой деятельности человека под воздействием эволюции и конфигурации среды. Некоторые создатели пишут совсем на другую тему — например, о детской психологии в целом, а легенду об индиго употребляют только как эффективную приманку, популярный пиар-ход. Никто из создателей в качестве аргументов не приводит научно доказанных фактов или результатов особенных исследований.
Вот некоторые из книг на эту тему:
Ли Кэрролл, Джен Тоубер.
«Дети индиго-2»
Матери — основатели движения. Две легкие, с чувством юмора, тетушки не претендуют на роль великих гуру: «…люди взаправду прислушались к нашей вести. А если и не прислушались, то, по очень мере, наделали из страниц нашей книги много картонных самолетиков», — шутят они. Такой подход не может не развлекать.
В книге практически нет советов по воспитанию детей, нотаций. Она состоит фактически сплошь из живых историй о поразительных детях и взрослых, многие из которых тоже приравнивают себя к индиго. Ранее была книга «Дети индиго-1», в какой разъяснялась суть явления. Обе книги можно с энтузиазмом прочесть, хотя бы для того, чтобы быть в курсе, ну и просто развлечься.
М.А.Куртышева.
«Дети индиго — наше будущее?»
Из других книг выделяется отчасти научным подходом, что делает ее, с одной стороны, более достоверной, с другой — несколько нудно-заумной. Но рассказы об исследованиях доктора Бехтерева по детской психологии начала ХХ века, история сотворения института Отто в Санкт-Петербурге, обязательно, заслуживают внимания.
Истории из жизни, рассказанные создателем, часто драматичны. Но вывод, который он делает, кажется нелогичным. Хоть какому читающему, на мой взгляд, ясно, что неувязка таких детей не в их особенности, а в том, что праотцы уделяют им очень не довольно внимания — а оно нужно хоть какому ребенку! В сущности, выводы, советы и советы Куртышевой подходят родителям стопроцентно всех детей — и особенных, и обыденных. Не считая того, приведенные в книге прогнозы 2-ух маленьких пророков на будущее населения земли кардинально разнятся, но обоих создатель относит к индиго. Так кто же из их связан с Космосом, а кто лжет? Ведь, по второму закону логики, оба правы быть не могут… Кто же из их лжеиндиго? Может быть, создатель употребляет термин «индиготолько как рекламный фактор, заставляющий людей приобрести книгу на модную тему?
Вобщем, если кого-то эта книга сподвигнет на более частое и качественное общение с своим чадом — честь и хвала питерской авторессе.
Юрий Земун.
«Восьмой день творения.
Дети индиго: факты и прогнозы»
Оставить комментарий