Точная дата приручения человеком огня до сих пор является предметом споров (иллюстрация с сайта sdominko.tripod.com).
Переход в рационе людей на приготовленную пищу произошёл раньше, чем принято считать. Так говорят антрополог Ричард Ранэм (Richard Wrangham) и его коллеги из Гарварда (Harvard University), представившие на конференции по эволюции (Evolution 2010), прошедшей недавно в Портленде, новые «улики по делу».
Пару лет назад Ранэм со товарищи поставили опыты с обезьянами, показавшие глубокие корни человеческого пристрастия к приготовленной пище. Уже тогда Ричард рассуждал, что именно «вышедшая из огня» еда помогла нашим предкам — Homo erectus — увеличить мозг.
Теперь биологи собрали данные по различным видам приматов и посмотрели на корреляцию между временем, затрачиваемым на жевание, и размерами тела. В теории примат размером с человека должен тратить на пережёвывание еды 48% от времени бодрствования, а на деле мы уделяем поглощению пищи менее 10%.
Ранэм также сопоставил размер зубов у древних людей. Оказалось, что у более ранних Homo habilis и H. rudolfensis костные органы по отношению к размерам тела вполне вписываются в статистику для приматов, а вот у «модернизированных» H. erectus зубы куда более скромные. Этот переход ранее никто толком не объяснил, а по Ранэму причина — именно в приготовленной пище, вкус которой наши предки якобы впервые вкусили между 1,8 и 2 миллионами лет назад.
Первооткрывателями тут были либо «эректусы», либо их непосредственные предки. Такая еда быстрее жуётся и легче усваивается. Отсюда и рост интеллекта, и высвобождение времени для его продуктивного применения.
Проблема с этой гипотезой такова: до сих пор не найдено доказательств приготовления пищи на огне ранее миллиона лет назад. Старейшее убедительное свидетельство приручения огня датировано 790 тысячами лет. Потому учёные оговаривают запасное объяснение: очагов да костров у тех давних гоминидов ещё не было, но они начали измельчать мясо инструментами, а также стали делать упор в меню на мягкие ткани (печень, сердце). Любой из вариантов, однако, нуждается в доказательствах.
Кстати, совсем свежая альтернативная версия (подкреплённая любопытными находками) увязывает эволюционный скачок в развитии людей тоже с рационом, но не с приготовленной едой, а с появлением в меню морской и речной пищи.
Не исключено, что Homo erectus изобрёл сразу две полезные вещи почти одновременно: и «домашний очаг», и употребление рыбы и моллюсков (иллюстрация Richard Bizley/FIAAA)