Новые данные по строению головного мозга и стопы Homo floresiensis подтвердили, что «хоббиты» с острова Флорес были особым видом людей, а не представителями Homo sapiens, страдавшими карликовостью в сочетании с микроцефалией. Предками хоббитов, скорее всего, были не поздние эректусы, как считалось ранее, а более древние и примитивные представители человеческого рода, близкие к «человеку из Дманиси» или даже к хабилисам.
|
Помимо тех фактов, о которых «Элементы» рассказали ранее, упомянем опубликованные в феврале 2009 года результаты исследования эндокрана (слепка мозговой полости) единственного найденного пока черепа Homo floresiensis. Исследование показало, что, хотя размер мозга у хоббита был такой же, как у шимпанзе, его структура подверглась существенной реорганизации. В частности, изменились размеры и форма некоторых отделов коры, связанных с «высшими» мыслительными функциями. Это не обезьяний мозг, но и не мозг современного человека, страдающего микроцефалией. Обнаруженные особенности помогают понять, как удавалось хоббитам при таком маленьком мозге иметь довольно высокую культуру, в частности изготавливать каменные орудия (см. Falk et al., 2009. LB1’s virtual endocast, microcephaly, and hominin brain evolution). Археологические данные также свидетельствуют о том, что прибывшие на Флорес около 12 тыс. лет назад современные люди, возможно, переняли некоторые приемы обработки камня у аборигенов — хоббитов (возраст найденных костей хоббитов, по последним данным, составляет от 95 до 17 тыс. лет, но скорее всего хоббиты дожили до прихода сапиенсов; см. Moore et al., 2009. Continuities in stone flaking technology at Liang Bua, Flores, Indonesia).
В последнем номере журнала Nature антропологи из США, Индонезии и Австралии опубликовали статью с новыми важными фактами, проливающими свет на происхождение и родственные связи хоббитов с острова Флорес. Статья посвящена строению стопы типового экземпляра Homo floresiensis — скелета LB1, того самого, у которого сохранился череп.
|
По некоторым признакам стопа хоббита напоминает человеческую: большой палец прилегает к остальным (а не противопоставлен им, как у шимпанзе); верхняя часть свода укреплена, что позволяет эффективно отталкиваться при ходьбе; кости плюсны тоже похожи на человеческие по ряду признаков. Но в других отношениях стопа хоббита сильно отличается от нашей. Прежде всего, она слишком большая для человека такого роста. По относительному размеру стопы хоббит соответствует шимпанзе и австралопитекам, но не сапиенсам. К «примитивным» признакам относятся также очень длинные пальцы, кроме большого, который, напротив, укорочен (это тоже сближает хоббитов не с людьми, а с ранними гомининами). Стопа хоббита, несомненно, хорошо приспособлена для хождения на двух ногах, но она плохо подходит для быстрого бега. Например, ее свод не имеет особого пружинящего механизма, характерного для Homo sapiens. Длинные пальцы могли быть вполне удобны при размеренном шаге, но были бы сильной помехой при беге.
Недавно найденные в Кении следы Homo erectus, возраст которых составляет 1,43 млн лет, показывают, что к тому времени наши предки уже имели вполне современную походку и строение стопы (см.: У Homo erectus была походка Homo sapiens, «Элементы», 03.03.2009). Следовательно, эволюционные пути предков хоббитов и современных людей разошлись, скорее всего, раньше этой даты (если только примитивная стопа не развилась у хоббитов вторично).
До сих пор наиболее вероятными предками хоббитов считали эректусов, которые предположительно проникли на Флорес 800–900 тыс. лет назад и постепенно измельчали, превратившись в условиях островной изоляции в особый карликовый вид людей (см.: «Хоббиты» были наследниками древней культуры, «Элементы», 06.06.2006). Новые данные свидетельствуют в пользу другой версии, которая тоже высказывалась, но представлялась менее вероятной, — о происхождении хоббитов от еще более примитивных гоминин, близких к австралопитекам или хабилисам. Эта версия, между прочим, гораздо лучше согласуется с маленьким размером мозга хоббитов. Закономерности изменения относительных размеров мозга и тела в ходе эволюции млекопитающих, в том числе приматов, изучены довольно хорошо. На основе этих закономерностей можно заключить, что карлики метрового роста, произошедшие от сапиенсов, должны были бы иметь мозг объемом около 1100 см3, от эректусов — около 500–650 см3. Но объем мозга у LB1 — всего 417 см3, так что в этом отношении хабилисы и австралопитеки гораздо лучше подходят на роль предков хоббитов, чем эректусы или, тем более, современные люди.
Проблема, однако, в том, что ни австралопитеки, ни хабилисы никогда не выходили за пределы своего родного африканского континента — по крайней мере, никаких фактов, указывающих на такую возможность, до сих пор не обнаружено. Чтобы добраться до далекого Флореса, примитивным африканским гомининам пришлось бы проделать громадный путь, в том числе по таким ландшафтам, к которым они вряд ли сумели бы приспособиться. Как же предки хоббитов попали на остров Флорес?
|
В принципе, предками хоббитов могли быть ранние представители человеческого рода, промежуточные между хабилисами и типичными эректусами. Именно на этом этапе развития, около 1,75 млн лет назад, люди впервые вышли за пределы родного африканского континента (см.: Скелеты людей из Дманиси заполняют брешь между человеком умелым и человеком прямоходящим, «Элементы», 21.09.2007). Но объем мозга у людей из Дманиси был равен 600–650 см3 при весе около 40 кг (хоббиты весили примерно 30 кг). Расчеты, проведенные на основе вышеупомянутых закономерностей, показывают, что люди из Дманиси все-таки были слишком «мозговитыми», чтобы претендовать на роль предков хоббитов.
Решить эту проблему неожиданным образом помогли... гиппопотамы. В том же номере Nature опубликована статья британских палеонтологов, посвященная эволюции ископаемых карликовых гиппопотамов Мадагаскара. В условиях островной изоляции гиппопотамы, подобно предкам хоббитов и многим другим млекопитающим, оказавшимся в подобной ситуации, стали мельчать. При этом объем их мозга, как выяснилось, уменьшался быстрее, чем ему было «положено» в соответствии с установленными ранее закономерностями. В пределах одного вида у млекопитающих объем мозга обычно меняется пропорционально объему тела, возведенному в степень 0,25 или менее; для групп близкородственных видов этот показатель колеблется от 0,2 до 0,4. Иными словами, объем тела обычно меняется гораздо быстрее, чем объем мозга; поэтому относительный размер мозга у карликовых форм, как правило, намного больше, чем у крупных. Однако в случае быстрого уменьшения размеров тела в условиях островной изоляции этот показатель, как выяснилось, может приближаться к 0,5. Это означает, что островная карликовость может вести к аномально быстрому уменьшению мозга. Если экстраполировать данную закономерность на людей из Дманиси и хоббитов, то получается, что первые вполне могли быть предками вторых. Произошедшее при этом уменьшение мозга сопоставимо с тем, что наблюдалось у мадагаскарских гиппопотамов.
Под давлением новых фактов многие эксперты, до сих пор сомневавшиеся в том, что хоббиты представляют собой особый архаичный вид людей, а не выродившееся карликовое племя сапиенсов, пересматривают свои взгляды. Среди них — Дэниел Либерман (Daniel E. Lieberman) из Гарвардского университета, опубликовавший краткое эссе в том же номере Nature. По мнению Либермана, наиболее вероятными предками хоббитов на сегодняшний день следует считать ранних эректусов, близких к людям из Дманиси, однако и хабилисов нельзя сбрасывать со счетов. Не исключено, что ранние представители человеческого рода (хабилисы, ранние эректусы и им подобные) были намного разнообразнее, а область их распространения — куда шире, чем это нам сегодня известно. Однако для проверки этих догадок необходимы новые палеоантропологические находки.