|
Кенневикский человек (Kennewick Man), широкому кругу читателей более всего известный вовсе не редким строением своего черепа, а тем, что несколько лет подряд служил своеобразным «яблоком раздора» между непременно желавшими заполучить его для тщательного обследования учеными и американскими индейцами, требовавшими немедленно без всякого кощунственного изучения похоронить их «дорогого предка», теперь вовсю изучается и уже раскрыл часть своих тайн. В частности, выяснилось, что этот доблестный охотник на самом деле уже был однажды похоронен своими соплеменниками, а вовсе не утонул в реке.
Скелет был обнаружен двумя подростками 28 июля 1996 года в реке Колумбия около города Кенневик (оттуда и название), штат Вашингтон. Датировка по радиоуглеродному методу показала, что этим костям приблизительно 9,2 тысячи лет. Данные еще будут уточняться с привлечением иных радиоизотопных методов, но уже теперь ясно, что Кенневикский человек бродил по этим местам за много столетий до того, как возникла первая цивилизация в Месопотамии.Лишь после девяти лет боев на юридическом фронте ученые наконец получили право изучать один из самых древних и самых полных скелетов, когда-либо найденных в Северной Америке. Задержка произошла из-за того, что несколько северо-западных индейских племен (уматилла, йакама, колвилл и нез-персэ) потребовали оставить «их предка» в покое, ссылаясь на соответствующий «Акт о защите захоронений коренных американцев» (Native American Graves Protection and Repatriation Act of 1990, NAGPRA). К счастью, после нескольких апелляций федеральный суд всё же заключил, что эти кости столь стары, что уже невозможно установить однозначную их связь с современными «коренными американцами», и специалистам наконец-то дали шанс поработать с костями, которые до того хранились «на нейтральной территории» — в Музее естествознания и культуры Бурка при Университете Вашингтона (University of Washington's Burke Museum of Natural History and Culture).
|
Вывод о том, что древний человек (Ancient One, как его называют, или другое его имя — Richland Man) был именно сознательно захоронен, озвучил антрополог из Смитсоновского национального музея естествознания (Smithsonian Institution's National Museum of Natural History) Дуглас Оуслей (Douglas Owsley), руководитель научной группы из 20 экспертов, начавшей исследовать скелет прошлым летом. Его доклад прозвучал на ежегодной встрече Американской академии судебных наук (American Academy of Forensic Sciences) в Сиэтле.
Тщательная экспертиза костей показывает, что тело древнего человека в свое время было опущено в неглубокую могилу (2-3 фута — то есть меньше метра), вырытую (вероятно, палками-копалками) в прибрежной полосе приблизительно в 400 ярдах (360 метрах) от того места, где прежде пролегало русло реки Колумбия. Во время похорон Кенневикский человек был уложен параллельно течению реки, навзничь (голова немного выше остального тела). Его ноги были вытянуты, а руки разложены по обеим сторонам туловища, ладонями вниз. Эта картина противоречит более ранним описаниям, согласно которым этот человек находился в положении эмбриона, с коленями, прижатыми к своей груди.
Для того чтобы увериться в своих догадках, исследователи выполнили детальные диаграммы для каждого из 350 фрагментов скелета, отмечая окраску образцов, следы водорослей и отложения карбоната кальция. Весь этот набор индикаторов позволил выявить первоначальную ориентацию скелета в земле до того момента, как могила была размыта водой. Отметки уровней реки в 1996 году показывают, что кости были вымыты из грунта всего за несколько недель до того, как их нашли. Если бы река потревожила их чуть раньше, то она уже успела бы унести бесценную добычу вниз по течению.
Отмечаются три типа переломов костей: те, что данный человек перенес еще при жизни и которые он исцелил, переломы, которые случились уже после похорон вследствие старения костей и проседания почвы и, наконец, разломы, которые произошли тогда, когда скелет извлекали на свет божий. Отсканированная с высоким разрешением (с помощью промышленного CT-сканнера) берцовая кость позволила построить точную копию каменного копья (или дротика), поразившего когда-то древнего охотника. Группа ученых, которая ранее обследовала скелет, уже заключила, что этот человек был поражен копьем сзади — возможно, товарищами по охоте. Однако теперь более детальное изучение рисунка сколов и зазубрин позволило сделать вывод о том, что наконечник копья проник все-таки спереди, двигался вниз под углом в 77 градусов, да так и застрял.
Ученые нашли теперь свидетельства того, что Кенневикский человек умер, когда разменял свой четвертый десяток, хотя прежние оценки делали его существенно более старым — 45 лет. Ну а вот «памятный» (вне всякого сомнения) удар копья, от которого охотник далеко не сразу оправился и хромал, он получил между 15 и 20 годами — то есть еще в молодости.
|
Археолог из Сиэтла Джим Чаттерс (Jim Chatters), который стал первым ученым, исследовавшим эти кости в 1996 году, считает, что если бы он изучал их сейчас, более детально и с помощью более современных методов, то, несомненно, также изменил бы некоторые из своих более ранних заключений. Например, пятна на виске и локтевом суставе, которые он первоначально принял за свидетельства перенесенной инфекции, теперь можно было бы объяснить воздействием неблагоприятных погодных условий.
Как уже говорилось, первые обследования очертаний черепа Кенневикского человека показали серьезные отличия от того, что характерно для индейцев, ныне считающихся истинными коренными американцами (в сущности, это и взволновало не на шутку племена и это позволило от них в конце концов «юридически отмазаться»). Предполагается, что настоящие предки этого доблестного охотника пришли вовсе не из северо-восточной Азии через Берингов пролив и Аляску, как это приблизительно 11 тысяч лет назад проделали предки индейцев, а прибыли в лодках то ли из Азии, то ли из Полинезии, то ли из Европы (и тогда, выходит, европейцы вполне «по праву» отвоевали свои американские земли у более поздних захватчиков). Оуслей и его коллеги провели новые многочисленные обмеры черепа и теперь им предстоит сравнить их с базой данных, содержащей информацию о более чем 7 тысячах современных и доисторических людей со всего света.
* * *
Нужно отметить, что вопрос о том, когда первые человеческие существа очутились в Америке и откуда именно они прибыли на этот континент, год от года становится все более запутанным. Согласно одной из наиболее авторитетных теорий, первые люди, которые появились в Новом Свете, пришли из северо-восточной Азии приблизительно 11-13 тысяч лет назад (монголоидные племена, преодолевшие Берингов пролив в тот период, когда там возникал своеобразный мост между Сибирью и Аляской), они-то и являются прямыми предками современных коренных американцев (собственно, при изучении истории в американских школах это дают в качестве основной версии, она вполне «политкорректна» — ведь тогда выходит, что индейцы — самые что ни на есть «первородные» жители Америки). Однако по мере изучения окаменелостей, принадлежащих представителям племен из южной Азии и с юга Тихоокеанского бассейна, появляется всё больше самых серьезных сомнений в истинности этой теории (в этой связи очень важны недавние находки 10,5-тысячелетнего скелета в Бразилии и того самого Кенневикского человека, о котором шла речь выше).
«Географическая история» первых американцев становится всё более обширной. Свежие факты, вступающие в конфликт с «теорией Берингова пролива», появились при изучении Роландо Гонзалесом-Хосе (Rolando Gonzalez-Jose) из Университета Барселоны (Universitat de Barcelona, Испания) и его коллегами 33 ископаемых черепов изолированного вымершего племени америндов (сокращение от слов «американский индеец») в Нижней Калифорнии (штат на северо-западе Мексики). Выяснилось, что эти черепа имеют больше сходства с черепами так называемых палеоамериканцев, прибывших из южной Азии и с Тихоокеанского побережья, чем с палеоиндейскими племенами, которые были связаны с северо-восточной Азией и Монголией. По форме они, в частности, оказались более узкими, чем у современных индейцев, как и у других «сомнительных» с точки зрения господствовавшей ранее теории окаменелостей (то есть это уже точно не просто отдельные «уродливые» индивидуумы). Такие черепа больше «подобают» африканцам или даже австралийцам, чем азиатам. И Том Д. Диллехей (Tom D. Dillehay) из Университета штата Кентукки (University of Kentucky), открывший знаменитую стоянку Монте Верде в Чили (необычайно ранняя датировка которой вызвала яростные споры в научном мире), также уверен в том, что «новые данные добавятся в копилку признаков морфологических различий между древними людьми из различных областей Америк».
Всё это может свидетельствовать в пользу теории (выдвинутой Уолтером Невесом (Walter Neves) из бразильского Университета Сан-Паулу, согласно которой первая волна переселенцев из юго-восточной Азии (обладателей длинных узких черепов) колонизировала Америку около 14 тысяч лет назад, а затем примерно 11 тысяч лет назад пришел черед второй волны племен на сей раз уже из северо-восточной Азии (отличавшихся невысокими черепами).
Есть и еще одна категория антропологов, которые сомневаются, что столь бурные адаптационные и микроэволюционные процессы можно объяснить с помощью всего двух относительно близких «волн». И существует удивительная (и поэтому спорная) датировка человеческих следов, обнаруженных летом 2003 года группой ученых, возглавляемых Сильвией Гонзалес (Silvia Gonzalez), геоархеологом из британского Ливерпульского университета Джона Мура (Liverpool John Moores University, LJMU), возле древнего мексиканского озера (в заброшенном карьере 1960-х годов близ города Пуэбла, в 130 километрах на юго-восток от Мехико). Цифра там ошеломляющая: возраст следов составил 40 тысяч лет. Это может означать, что люди впервые появились в Новом Свете за десятки тысяч лет до того времени, которое ранее считалось началом колонизации Америки первыми людьми. Какими путями люди добирались до Мексики 40 тысячелетий назад, теперь можно только гадать. Высказываются предположения, что древние мигранты могли «просочиться» с тихоокеанских побережий Азии и Северной Америки.
Теперь ученые с нетерпением ждут находок более ранних человеческих захоронений для того, чтобы получить полную картину начальной колонизации Америк. Постепенно они осознают, что происхождение первых американцев столь же сложно проследить, как и происхождение других человеческих племен во всем мире.