|
Европейское космическое агентство (ESA) сообщило, что зонд SMART-1, находящийся на окололунной орбите с ноября 2004 года, выполнил стоявшие перед ним задачи и в августе этого года должен упасть на поверхность Луны.
Основной задачей космического аппарата SMART-1 было испытание ионных двигателей. По сравнению с химическими двигателями ионные имеют значительно большую скорость истечения рабочего тела, что значительно повышает их эффективность. В качестве топлива используются ионы благородных газов, обычно, ксенона, которые ускоряются в электрическом поле. Недостаток ионных двигателей — очень небольшая тяга, что не позволяет использовать их для операций взлета и посадки. Зато в открытом космосе они могут работать годами, сообщая космическому аппарату небольшое постоянное ускорение. Это значительно сокращает затраты на межпланетные запуски, поскольку мощные химические двигатели нужны только для вывода аппарата на околоземную орбиту.27 сентября 2003 года SMART-1 был выведен на околоземную орбиту с высотой апогея 42,2 тыс. км. Включив ионный двигатель, он более года поднимался по раскручивающейся спирали. Благодаря точной навигации аппарат успешно вошел в сферу преобладания притяжения Луны и стал обращаться вокруг нее. При этом ионный двигатель продолжал работать, но теперь уже на торможение, постепенно снижая орбиту зонда. Все это время аппарат вел съемку лунной поверхности и зондировал поверхность в поисках признаков водяного льда. Первые научные результаты работы проекта будут опубликованы позднее в этом месяце. В настоящее время он находится на орбите с апоастром на высоте 2720 км над поверхностью Луны и периастром на высоте 640 км.
Ранее NASA успешно использовало ионные двигатели в экспериментальном проекте «Дип Спэйс-1» (Deep Space-1), запущенном в октябре 1998 года, а японское космическое агентство JAXA использовало их на зонде «Хаябуса» (Hayabusa), запущенном 9 мая 2003 года. Хотя японский проект в целом нельзя назвать полностью успешным, ионный двигатель показал себя безупречно. Европейский двигатель на зонде SMART-1 уступает по мощности американскому и японскому, однако ESA уже полным ходом ведет разработку ионного двигателя нового поколения, который обеспечит скорость истечения топлива на порядок выше, чем в современных установках.
Естественные возмущения орбиты зонда под влиянием тяготения Земли и Солнца приведут к тому, что в августе он должен упасть на поверхность Луны. Столкновение произойдет под очень малым углом в районе с южной селенографической широтой 37 градусов. В момент удара с поверхности Луны будет поднята пыль, а также могут наблюдаться другие эффекты, которые позволят получить ценную информацию о составе и строении лунной поверхности.
Столкновение будет видно с Земли в телескоп, и ESA приглашает астрономов поучаствовать в наблюдениях. Чтобы падение произошло на обращенной к Земле стороне Луны, аппарат за счет остатков топлива выполнит маневр, параметры которого еще уточняются.
Вплоть до момента столкновения SMART-1 будет продолжать съемку лунной поверхности со все меньшей и меньшей высоты. Кроме того, аппарат будет использоваться индийскими и китайскими центрами управления для отработки взаимодействия с собственными будущими лунными аппаратами. Об этом сообщает сайт PhysOrg.