|
Массовое вымирание земноводных в тропических районах планеты вызвано паразитическим грибом, который еще недавно был почти безвредным. В убийцу он превратился из-за глобального потепления. А всесветное распространение паразиту обеспечили фармакологи — производители тестов на беременность.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Человечество неоднократно убеждалось в глубокой мудрости этой тютчевской строчки. Но на этот раз полнейшая непредсказуемость последствий наших слов и поступков проявилась особенно ярко. Слова, как водится, были самые благонамеренные, а последствия, разумеется, самые трагические.
Когда в середине 30-х годов XX века ученые обнаружили, что африканскую шпорцевую лягушку Xenopus laevis можно использовать в качестве теста на беременность (гонадотропные гормоны, содержащиеся в моче беременной женщины, стимулируют у лягушки овуляцию), у авторов научных статей не было и тени сомнения, что они делают благое дело. Им и в голову не могло прийти, что их статьи станут смертным приговором для многих сотен видов амфибий на всех континентах.Исполнение приговора, правда, было отложено на полвека. Но подготовка началась, и дальнейшие события развивались неотвратимо.
Африканская лягушка стала объектом международной торговли. Необыкновенная живучесть и экзотический облик этой амфибии сделали ее привлекательным объектом не только для научно-исследовательских лабораторий и фармакологических компаний, но и для аквариумистов. Вместе с лягушкой по всему миру распространился и живущий на ее коже паразитический гриб Batrachochytrium dendrobatidis. К шестидесятым годам этот паразит уже присутствовал на кожных покровах большинства видов амфибий в тропических районах Африки, Азии и Америки.
Поначалу гриб вел себя скромно, но около 20 лет назад он начал вызывать катастрофические вспышки смертности среди тропических амфибий. В результате многие десятки и даже сотни видов земноводных навсегда исчезли с лица земли.
В настоящее время 1856 видов амфибий (примерно треть от их общего числа) официально считаются находящимися под угрозой исчезновения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Например, из 110 видов обитавших там эндемичных видов лягушек-арлекинов за последние два десятилетия полностью вымерли 73.
|
Алан Паундс (Alan Pounds) из Лаборатории по охране природы Тропического научного центра (Сан-Хосе, Коста-Рика) и его коллеги из Эквадора, США, Японии, Венесуэлы и Канады выяснили причину превращения почти безвредного паразитического гриба в безжалостного убийцу. Причиной оказалось глобальное потепление.
Это предполагалось и раньше, но не было доказательств. Паундс и его коллеги сумели их получить. Главным доказательством является строгая корреляция между колебаниями среднегодовой температуры и числом вымерших видов: чем теплее год, тем больше видов амфибий погибает (см. рисунок).
Авторы сумели найти ответ и на главное возражение, выдвигавшееся против гипотезы о роли глобального потепления в вымирании амфибий. Возражение состояло в том, что гриб Batrachochytrium dendrobatidis плохо переносит повышение температуры выше 30°C, а в ходе глобального потепления жарких дней в году должно становится больше.
|
Ученые выяснили, что в тех районах тропической Америки, где обитает наибольшее число редких видов амфибий и где они вымирают быстрее всего (эти районы расположены на высоте от 200 до 4000 м над уровнем моря), потепление парадоксальным образом приводит к тому, что число жарких дней не увеличивается, а, наоборот, уменьшается из-за резко возросшей облачности. Одновременно уменьшается число холодных ночей.
В прежние годы паразиту частенько бывало днем слишком жарко, а ночью — слишком холодно (гриб перестает расти при 17°C), но теперь для него создались идеальные, в прямом смысле слова «парниковые» условия. Это приводит к безудержному размножению паразита и гибели амфибий.
Отсутствие вымирания среди амфибий в низинах объясняется тем, что там действительно стало слишком много жарких дней. Несколько меньшая скорость вымирания высоко в горах (по сравнению со средними высотами) объясняется холодными ночами.
Таким образом, ответственность за массовое вымирание тропических амфибий полностью лежит на человеке. Если бы лягушки обрели разум, они наверняка решили бы, что люди ведут целенаправленную кампанию по их истреблению. Сначала заразили их всех африканским грибом, а потом напустили в атмосферу столько парниковых газов, что температура на планете поднялась и сделала гриб смертельно опасным. Но у лягушек разума нет, и мы можем не опасаться с их стороны подобных обвинений. И это, конечно, очень удобно.