|
Слон сказал, не разобрав:
«Видно, быть потопу!»...
(В. Высоцкий)
Группа исследователей из Орегонского университета и четырех других американских и европейских научных организаций утверждает, что ледниковые массивы Гренландии и Антарктиды находятся на грани серьезных изменений. Эти изменения могут резко ускорить таяние ледников, что не учитывается в существующих прогнозах повышения уровня мирового океана. В тоже время данные со спутников Европейского космического агентства (ESA) пока не дают однозначного ответа на вопрос о судьбе ледниковых шапок.
Наблюдаемый в настоящее время процесс разрушения ледниковых шельфов может дестабилизировать находящиеся за ними большие ледниковые щиты, утверждается в пресс-релизе Орегонского университета. В качестве примера приводится антарктический шельфовый ледник Ларсен Б. После его разрушения расположенные за ним ледники стали двигаться в 2-8 раз быстрее. Ледник Якобсхавн (Jakobshavn) в Гренландии раньше перемещался со скоростью 6 километров в год и уже тогда считался самым быстрым на острове. Но за последние 10 лет он еще вдвое прибавил в скорости. Еще один пример — ледники, выходящие на берег моря Амундсена в Антарктиде. В прибрежной полосе шириной около 200 километров скорость их истончения за последние 30 лет увеличилась на четверть.Все эти процессы трудно объяснить одним только усилением поверхностного таяния из-за повышения температуры воздуха, отмечают исследователи. И хотя наблюдаемые процессы в прибрежных ледниках пока выглядят несущественными по сравнению с масштабами континентальных ледяных щитов, разрушение может приобрести каскадный характер.
Существующие прогнозы повышения уровня океана — около полуметра за 100 лет — учитывают лишь эффект теплового расширения воды. Поэтому их следует считать минимальными возможными оценками, говорится в пресс-релизе. Для сравнения приводится пример, когда 14600 лет назад уровень моря на Земле вырос на 20 с лишним метров всего за 500 лет. Это соответствует приросту на 40 мм в год — в 20 раз быстрее, чем поднимается уровень моря в настоящее время.
Подобный рост принципиально возможен и сейчас. Например, полное разрушение Гренландского ледника подняло бы уровень моря на 6 метров. Столько же может дать Западный Антарктический ледниковый щит, подстилающая поверхность которого лежит ниже уровня моря, что делает его особенно уязвимым.
И всё же, как следует напугав читателей мрачными картинами грядущего потопа, авторы пресс-релиза сменяют гнев на милость и пишут, что повышение влажности атмосферы может скомпенсировать таяние периферийной части ледников за счет ускорения их роста в центральных частях. В итоге реалистичным предлагается считать прогноз роста уровня моря на один метр за столетие — всего вдвое больше, чем по традиционным методикам с учетом только теплового расширения воды. Неприятно, конечно, но уже совсем не так страшно.
Надо сказать, что, когда в прикидочных расчетах встречаются компенсирующие друг друга эффекты, а в итоге их разница оказывается порядка 10% от величины каждого из эффектов, полученная оценка не вызывает большого доверия. Для получения более объемной картины было бы полезно взглянуть на происходящее глазами другой независимой научной группы, тем более что соответствующие материалы были опубликованы буквально на днях.
|
Речь идет о результатах, полученных европейской группой, которая обрабатывала 11-летний массив радиолокационных измерений Гренландского ледникового щита. Радары, установленные на спутниках ERS-1 и ERS-2, принадлежащих Европейскому космическому агентству, посылали к Земле серии коротких импульсов и измеряли время из возврата. Это позволяло определять высоту поверхности с точностью в лучшем случае около 2 сантиметров. Однако многократность измерений — их было выполнено несколько десятков миллионов — позволяет довольно точно проследить за изменениями ледника.
К удивлению ученых, оказалось, что во внутренних областях острова ледник не только не думает таять, но, наоборот, растет весьма заметными темпами. В области, где высота ледника более 1500 метров, он ежегодно прирастает на 5,4 сантиметра (еще один сантиметр прибавляется за счет постледникового поднятия земной коры). Однако в более близких к побережью районах ледник всё же теряет около 3 сантиметров толщины в год, так что прямого противоречия с первой работой тут нет. Аналогичным образом обстоит дело и на южной полярной шапке: в Восточной Антарктиде высота ледника растет на 1,8 см в год, а на большей части Западной Антарктиды — уменьшается.
Впрочем, и тут не обходится без оговорок. Во-первых, спутники ERS не могут определять высоты в районе крутых склонов. Во-вторых, интенсивность снегопадов в Гренландии, как отмечается в пресс-релизе ESA, тесно связана с многолетними вариациями региональной атмосферной циркуляции, так называемым Северо-Атлантическим колебанием (North Atlantic Oscillation), которое отдаленно напоминает знаменитое тихоокеанское Эль-Ниньо.
Для того чтобы разобраться, являются ли изменения в гренландских и антарктических ледниках долгосрочным или периодическим процессом, даже 11 лет непрерывных наблюдений со спутников ERS недостаточно. Эти исследования должен был продолжить спутник CryoSat, который погиб во время запуска 8 октября. Пока решается вопрос о строительстве CryoSat-2, работу будут продолжать спутники ERS и запущенный в 2002 году Envisat.