|
По мнению одного из руководителей исследовательской программы Cassini Роберта Брауна (Robert H. Brown) из Аризонского университета, спутник Сатурна Энцелад может считаться очень серьезным кандидатом на статус второго после Земли «инкубатора жизни» в Солнечной системе.
Энцелад привлек к себе внимание астрономического сообщества почти четверть века назад, когда космический аппарат «Вояджер-2» передал на Землю фотоснимки, на которых отчетливо видны гладкие области льда, ничуть не обезображенные следами метеоритной бомбардировки. Поскольку в районе обитания Энцелада метеоритов хватает, можно предположить, что ледяной панцирь планетоида периодически подтаивает, благодаря чему метеоритные шрамы быстро затягиваются, сообщает Physorg.Каким образом происходит таяние льдов — совершенная загадка: 500-километровый планетоид слишком мал, чтобы скрывать в своих недрах радиоактивный паровой котел, его орбита не настолько эксцентрична, чтобы стимулировать разогрев Энцелада за счет приливных сил, а в его льдах недостаточно аммиака, чтобы понизить температуру их плавления.
Данные, полученные в ходе миссии Cassini, ввели астрономов в еще больший восторг и, одновременно, их озадачили. Крохотный спутник обладает собственной атмосферой, насыщенной водяными парами с примесью азота, двуокиси углерода и других простых органических молекул на основе углерода. Наиболее высокая концентрация этих веществ наблюдается в районе южного полюса планетоида, известного не только своими водяными фонтанами, бьющими из 120-километровых разломов — так называемых «тигриных полос», но и сравнительно высокой температурой: —183°C против расчетных —203°C.
|
Как полагает господин Браун, столь бурная геофизическая активность Энцелада может быть вызвана присутствием под его поверхностью жидкой воды, питающей водяные вулканы планетоида. Кроме того, в «тигриных полосах» замечены признаки простых органических соединений: двуокиси углерода, а также метана, этана и этилена. А если учесть, что этот водно-органический коктейль с примесью азота подогревается, взбалтывается и перемешивается уже в течение 4,5 миллиардов лет, в нем вполне могли сформироваться «кирпичики жизни».
Вопрос о формировании жизни на Энцеладе все еще остается открытым, однако этот спутник Сатурна можно смело ставить в один ряд с другими кандидатами на статус космических оазисов — Европой и Марсом.