На Титане обнаружен углеводородный вулкан

Еще недавно ученые были уверены, что поверхность Титана залита океанами жидкого метана (картина Алена Боррела «Титан. Холодный ад» — Alain Borrel "Titan. The cold Hell"). Изображение с сайта www.irtc.org

Снимки Титана, сделанные в инфракрасном диапазоне, позволили обнаружить на поверхности крупнейшего спутника Сатурна огромный углеводородный вулкан, извергающий из недр планетоида жидкий метан.

Вулкан, как пишет New Scientist со ссылкой на публикацию в журнале Nature (vol. 435, p. 786), имеет форму конуса с диаметром основания около 30 километров. Механизм действия вулкана пока не понятен, но, скорее всего, его «движущей силой» могут быть приливные силы в недрах Титана, возникающие вследствие его гравитационного взаимодействия с Сатурном.

По всей видимости, обнаруженный на Титане очаг криовулканизма (мы уже сообщали об этом две недели назад) не является единственным в своем роде и, как полагает Кристоф Сотен (Christophe Sotin) из Нантского университета, именно такие метановые вулканы могут быть одним из важнейших «поставщиков» метана в атмосферу планетоида.

Повышенный интерес ученых к криовулкану объясняется тем, что еще буквально несколько месяцев назад наука была уверена в том, что поверхность Титана залита океанами жидкого метана. Дело в том, что в плотной атмосфере этого спутника Сатурна очень велико содержание метана — вещества, разрушающегося в течение десяти миллионов лет. На планетоиде просто обязан существовать источник, достаточно «производительный», чтобы в атмосфере Титана могли формироваться огромные метановые облака.

Однако никаких океанов, если верить данным, полученным космическим аппаратом Cassini и сброшенным с его борта разведывательным зондом Huygens, на Титане нет. Нет, судя по всему, даже морей или крупных озер, так что активный криовулканизм — единственная зацепка, позволяющая как-то объяснить специфический состав атмосферы самого большого спутника в Солнечной системе.