|
В то время как рост среднегодовой температуры атмосферы Земли неуклонно повышает уровень мирового океана, арктические озера, напротив, демонстрируют тенденцию к пересыханию, нанося серьезный ущерб местной фауне.
Арктика — страна озер. Озера не только поставляют пищу и воду местным жителям, но и являются чрезвычайно важной частью местной экосистемы. Высыхание этих природных водохранилищ может стать настоящей экологической катастрофой, полагает Лоуренс Смит (Laurence Smith) из Калифорнийского университета.Сравнив спутниковые фотографии российской Арктики тридцатилетней давности со свежими снимками, Смит и его коллеги обратили внимание на значительное сокращение числа озер с площадью зеркала свыше четырехсот тысяч квадратных метров. Если в 1973 году количество таких озер достигало 10882, то уже к 1997-98 годам этот показатель снизился до 9712 озер, или на 11 процентов в сравнении с исходным. Общая площадь арктических озер снизилась до тысячи квадратных километров (в оригинале — 359 квадратных миль), или на шесть процентов.
За эти тридцать лет 125 озер полностью исчезли, покрывшись местной растительностью. Последующие наблюдения показали, что ни одно из пересохших озер не наполнилось водой вновь, что позволяет говорить о необратимом характере этого процесса. По словам Смита, сложившаяся в Арктике ситуация «интересна» даже не тем, что озера высыхают. Странно то, что процесс этот выглядит нерегулярным и внезапным: вот с озером все в порядке, и вот оно уже пересохло.
Наибольшие чистые потери (минус 11-13 процентов) совокупной площади водного зеркала проявляются в южной части Арктики, где участки вечной мерзлоты еще сравнительно невелики и где лежащий под слоем почвы лед уже не может служить надежным поставщиком влаги. Напротив, в северной части, где вечная мерзлота активно тает вследствие нагрева воздуха, чистая площадь озер даже выросла на 12 процентов, в результате чего общая картина гибели арктических озер выглядит (пока) не столь печально.
Любопытно, что по логике, таяние вечной мерзлоты должно приводить к росту общего количества и общей площади озер. Тем не менее, на юге региона, где лед тает особенно интенсивно, озера почему-то вовсе исчезают. Как полагает Смит, ничего парадоксального в этом процессе нет. Образно говоря, вечная мерзлота служит чем-то вроде гидроизоляции, лежащей на дне искусственного пруда или бассейна. Когда лед исчезает, озеро просто уходит в землю, как вода из раковины, и остановить его не может ничто.
Очевидно, что по мере разогрева арктического воздуха, тундра будет превращаться в безводную пустыню, постепенно продвигающуюся на север континента. Для перелетных птиц, проводящих на арктических озерах летний сезон, это будет настоящей катастрофой. А может быть, и не только для них, ведь озера — естественный источник водяного пара, который, конденсируясь в атмосфере, снабжает этот регион дождевой водой. К чему приведет иссушение климата пока не ясно.