Ультрафиолет, поясняют авторы, инициирует химические реакции, в которых образуется стратосферный озон, и служит источником нагрева средних слоёв атмосферы, тогда как излучение видимого диапазона и ближней ИК-области воздействует на нижние слои атмосферы и поверхность Земли. Следовательно, то, как газовая оболочка планеты реагирует на солнечное излучение, во многом зависит от спектрального состава последнего.
Учёные работали с данными спутника НАСА SORCE, собранными в период с 2004 по 2007 год. В это время солнечная активность, которая достигла максимума в 2001 году, спадала.
Переданную спутником информацию сравнивали с предсказаниями стандартной эмпирической модели, учитывающей количество и размер солнечных пятен. Как оказалось, в измеренных спектрах «недоставало» ультрафиолета, а в видимой области, напротив, отмечался неожиданный подъём. Это должно было привести к заметному снижению содержания озона в стратосфере (на высоте менее 45 км), и спутник Aura-MLS действительно зарегистрировал такой эффект.
Получается, что в 2007 году, когда активность Солнца приближалась к минимуму, общий объём энергии солнечного излучения, нагревавшего поверхность нашей планеты, был выше, чем в 2004-м. «Конечно, наши наблюдения проводились на очень коротком временнóм отрезке, — признаёт руководитель работ Джоанна Хэйг (Joanna Haigh) из Имперского колледжа Лондона. — Всё это может оказаться простым совпадением». Для того чтобы проверить представленные данные, необходимо изучить как минимум один полный 11-летний цикл активности светила.
Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Nature News.