Он впервые появился где-то на Ближнем Востоке около пяти тысяч лет назад. Есть предположение, что люди и динозавры «пересеклись» на каком-то участке исторического пути, и грифон – это воплощение «коллективной памяти» человечества о древнейших летающих рептилиях.
Вездесущее чудовище
Еще до появления в письменных источниках грифона его облик был неоднократно запечатлен на камнях и слоновой кости, серебре и золоте, шелке и бронзе. Его изображение можно найти на стенах дворца и мозаичных полах персидских царей в Персеполе. С караванами купцов, армиями завоевателей и кочевыми племенами злобный и поражающий воображение людей монстр распространился на весь античный мир. Самое древнее его изображение нашли на территории современного Ирана на печати, изготовленной примерно за 3000 лет до нашей эры. Много его изображений найдено археологами при раскопках на острове Крит, на стенах тронного дворца в Кноссе, столице минойской державы, на надгробьях и в святилищах. Найдены они и в курганах Алтая, об этом писал Славянский Языческий Портал.
Образ грифона проходит через тысячелетия и встречается в разных культурах. Его ассирийское название k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», и он часто фигурирует в истории этой жестокой и тиранической древней державы. Грифон как бы соединил в себе несколько типов животных. По одним описаниям – это млекопитающее о четырех ногах с крыльями, злобное и сильное. Телом он похож на льва, а крыльями и головой – на орла. По другим, грифон четвероногая птица с оперением разного цвета и змеиным хвостом, нередко с ушами и рядом шипов на шее. По размеру и силе он равен восьми львам, сильнее и крупнее сотни орлов. Это гораздо более могущественное животное, чем все живущие на Земле звери. Грифон воспринимался как загадочное, таинственное и сильное существо, и люди верили в его реальное существование.
Следы в истории
На страницах древних манускриптов разных культур детали изображения, облик грифона и его нравы заметно отличаются.
Древние греки оставили нам миф о том, что на самом краю ойкумены, реального для них обитаемого мира, живут жуткие грифоны. Аристей из Проконнеса в VII веке до нашей эры путешествовал по Центральной Азии в поисках гиперборейцев и святилища Аполлона и дошел до племени иммедонийцев. Они поведали ему, что к северу от их земель находится горная цепь, там постоянно дуют холодные ветры, есть золотоносные реки и обитают одноглазые люди – аримаспы. Они похищают золото у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как их именовали сами иммедонийцы, а Аристей назвал их грифонами.
Два века спустя рассказ Аристея, по оценкам современных ученых побывавшего в предгорьях Алтая, повторил Геродот. В мифах свирепый грифон стал непременным спутником богини мщения Немезиды. На четверке грифонов, запряженных в колесницу, бог Аполлон летал в Гиперборею на отдых. По легендам, однажды вздумал на них подняться на небо и Александр Македонский, но туда его не пустил Бог.
Грифон прекрасно подходил на роль геральдического животного. Он появился на гербах многих рыцарей и правителей, на монетах и царских печатях как символ мощи и свирепости. Его образ широко распространился в поэзии, искусстве и ювелирном деле. Грифоны-птицы, грифоны-львы и грифоны-змеи с туловищем, покрытым чешуйками, как у рептилий, появились в многочисленных иллюстрированных манускриптах. Существование монстров считалось доказанным фактом, а различным частям его тела приписывали чудодейственную силу. Утверждалось, что слепые прозревали, если поводить пером грифона перед их глазами, и т.п.
Но обычно грифон был олицетворением демонических сил зла и его деятельность губила людей и целые народы. Его нрав под стать свирепому облику. В христианстве он ассоциировался с сатаной. Невероятно, но о несомненном влиянии грифонов на жизнь людей говорят исторические факты в судьбах народов и отдельных лиц, использовавших их изображения в качестве символа или герба.
Губительный символ
Была разрушена и поглощена временем могущественная ассирийская цивилизация. Причину гибели критской державы и разрушения дворца Кносса ученые не могут установить до сих пор. Александр Македонский сокрушил персидскую империю и сжег ее столицу Персеполь. Грифон поддерживал гербовый щит Анны Болейн, супруги английского короля Генриха VIII, которая была казнена. В России образ грифона возник во время правления Павла I (1796-1801 годы). С царем зверски расправились заговорщики прямо в его спальне.
Во времена царствования Александра II был официально утвержден герб дома Романовых, в основе которого грифон. Добравшись до вершин власти, тот вскоре погубил династию. В 1881 году был убит Александр II, в 1894-м умер загадочной смертью Александр III. В 1918 году – расстрелян Николай II вместе со всей своей семьей, и началась кровавая Гражданская война.
После раскопок в XX веке на Алтае больших Пазырыкских курганов десятки образов грифонов появились в научных публикациях и репортажах журналистов. Археологи выяснили, что династия кочевой знати вождей в Пазырыке прекратила свое существование в V-IV веках до нашей эры. Символ их власти – грифон с рогами барана ? сделал свое черное дело. В курганах были найдены также изображения «оторванных львиных голов», как на гербе династии Романовых. Для кочевников грифон – это владыка мира мертвых, и его изображение встречается только в захоронениях знати и вождей. Среди десятков тысяч наскальных изображений самых разных зверей на Алтае вы его не встретите. Восхищение людьми изделиями в скифо-сибирском зверином стиле вдохнуло новые «жизненные силы» и в грифонов. Начались их «материализация» и восхождение на уровне власти региона, и последовали странные случайности.
В 1993 году был официально утвержден герб Республики Алтай, прототипом которого явился образ грифона из Пазырыкских курганов. Депутаты приняли герб, видимо, как символ связи между прошлым и настоящим, не задумываясь о его сущности. В 1997 году внезапно умер В. Чаптынов ? первый глава республики, при котором приняли герб. В 2005 году погиб в ДТП губернатор края М. Евдокимов. На Алтае стали происходить землетрясения, другие аномальные явления и беды: лютые морозы и небывалые снега, различные катастрофы. Над краем словно повисла тень кровожадного древнего владыки мира мертвых, и людям требуется все больше сил для выживания. Все это отдает мистикой, но факты говорят сами за себя и им трудно дать другое объяснение. Надо очень осторожно относиться к выбору изображений, используемых в качестве символов и гербов.
Валерий ПАК
Тайны ХХ века 2014