Все знают игру в «горячо/холодно», когда один ищет некий предмет (как вариант — угадывает некое слово-понятие), а другой направляет его поиски, говоря «горячо» или «холодно», когда напарник приближается к цели или отдаляется он неё. В похожую игру учёные из Университета штата Джорджия (США) сыграли с шимпанзе, причём обезьяны тут были теми, кто говорил «горячо» или «холодно».
То есть, конечно, сами слова обезьяны не произносили, но вполне успешно заменяли их жестами. Эксперимент Чарльза Менцеля (Charles Menzel) и его коллег состоял в том, что человеку вменялось найти спрятанную еду, а шимпанзе должны были жестами направлять его к ней. В опыте участвовали две обезьяны из Языкового исследовательского центра, то есть приматы уже имели опыт общения с людьми, которые учили их распознавать элементы человеческого языка, сопоставлять их с объектами и т. д.Хотя, казалось бы, показать, где находится предмет, просто, это предполагает довольно развитые коммуникативные навыки, которые к тому же нужно варьировать по ходу дела. Во-первых, для начала надо привлечь внимание напарника, а во-вторых, это внимание нужно удерживать, поскольку смысл общения будет меняться по мере поступления новых сведений, после каждого нового сообщения-жеста. В жестах должно читаться намерение, стремление к «разговору», но при этом они должны быть разные. Надо было попросить обезьяну открыть машину.
Как пишут исследователи в Nature Communications, когда человек приближался к нужному месту, характер жестов у обезьян менялся: они переставали быть указывающими, шимпанзе больше не направляли экспериментатора и как бы говорили ему: «Горячо». Человек тоже подавал знаки обезьянам, указывая в ту или иную сторону, и одна из обезьян меняла жесты в зависимости от того, куда показывал учёный, позволяя точнее определить правильное направление.
Особенность полученных результатов не столько в том, что они показывают способность шимпанзе к общению с другими и пониманию целей и мотивов других; это уже давно не новость. Суть тут в том, что средства общения у шимпанзе оказались неожиданно пластичными: их жесты менялись по ходу развития ситуации. А это делает возможным более высокий уровень координации действий в группе и, соответственно, уровень общения.
Авторы работы предполагают, что из такой сложной жестикуляции между индивидуумами в конце концов могла появиться языковая система знаков.