Несмотря на то, что практически любой моллюск может сформировать жемчужину, чаще всего и самые красивые они получаются у двустворчатых плоских моллюсков. Механизм, оказывается, очень прост. Когда на одну створку попадает паразитический микроорганизм – например, отходы жизнедеятельности проплывающей мимо рыбины или песчинка - створки захлопываются, и инородное тело оказывается запертым внутри раковины.
И моллюск начинает покрывать паразита перламутровыми слоями. Повторить это чудо природы человечество пыталось на протяжении многих веков, и одним из самых удачливых оказался шведский ботаник Карл Линней. Он начал проводить свои эксперименты в 1748 году. Вылавливал речных мидий, просверливал дырку в ракушке и внедрял на стенку ракушки катышек известняка. Но только через шесть лед ему улыбнулась удача: в ракушке образовалась жемчужина размером с горошину. Но в то время в Швеции никто не заинтересовался этим открытием и про него забыли.Настоящую революцию в этом деле совершил японец Кокичи Микимото, который в конце XIX века на своей устричной ферме начал экспериментировать с раковинами и выяснять: как лучше насадить чужеродное тело в раковину, как нарастить перламутровые слои, как повысить блеск и цвет исходной жемчужины?
Сейчас отличить настоящий жемчуг от искусственного стало возможным только при помощи специальной аппаратуры. Например, ртутного измерителя или жемчужного эндоскопа. Он анализирует преломление света внутри жемчужины. Оказывается, культивированный и естественно возникший жемчуг по-разному образуют перламутровые слои, поэтому свет в них преломляется по-разному.