Большие мышехвосты пережидают зиму на муравьином жире

Летучие мыши, откликающиеся на имя большие мышехвосты, как и многие их сородичи, впадают в зимнюю спячку, для чего в течение лета активно накапливают жировые запасы. Однако и запасы эти, и способ их аккумуляции весьма необычны и отличают мышехвостов не только от других рукокрылых, но и вообще от зверей, впадающих в анабиоз.

Большие мышехвосты питаются самыми разными насекомыми, которых им удаётся поймать в воздухе, от жуков до бабочек. Но на первой неделе июля их диета резко меняется: зверьки переходят почти полностью на муравьёв-древоточцев Camponotus sanctus. Как известно, у всех муравьёв в определённое время крылатые самцы и самки вылетают из гнёзд, чтобы спариться, после чего самцы погибают, а самки садятся на землю и основывают новые колонии. Вылет из гнезда обычно происходит сразу во всех колониях региона и подчиняется климатическим условиям вроде температуры воздуха и влажности. И вот на «стаи» вылетевших С. sanctus набрасываются большие мышехвосты.

Муравьи C. sanctus вовсе не малыши, вытягиваются до 1,5–2 см, а потому могут доставить много неприятностей летучим мышам своими жвалами и муравьиной кислотой. По словам Эрана Левина (Eran Levin) из Аризонского университета (США), который много лет изучает мышехвостов, случается, что перед неизбежной гибелью насекомым удаётся выколоть глаз летучей мыши. Часто на морде зверьков остаётся своеобразный пирсинг из муравьиных голов, которые так и висят, вонзив в кожу мышей мощные жвалы. Однако мышехвосты фанатично преследуют крылатых муравьиных самок. По сути, это единственный вид млекопитающих, который синхронизировал свои пищевые привычки с довольно своеобразным жизненным циклом муравьёв.

Причина же такой любви к муравьям в том, что их матки необычайно питательны: их жировые запасы могут достигать половины массы тела. Питаясь муравьями, мышехвосты за три недели удваивают свой вес, в свою очередь аккумулируя жир у основания хвоста. Этот помогает им перезимовать, однако тут есть некий парадокс в том, что за жир откладывают эти рукокрылые.

Считается, что для зимовки животные предпочитают ненасыщенные жиры, так как при низких температурах они не застывают. Насыщенные жиры, напротив, склонны завердевать при похолодании. Однако, как обнаружили Эран Левин и его коллеги, большие мышехвосты получают от муравьёв почти исключительно насыщенные жиры. И вообще, по содержанию таких жировых запасов эти летучие мыши оказались чемпионами среди млекопитающих.

По мнению зоологов, запасать на зиму именно насыщенные жиры больших мышехвостов заставили экологические особенности тех мест, где они зимуют. Мышехвосты обитают на Аравийском полуострове, на севере Египта, в Израиле; на зимовку они собираются в тёплых пещерах Иорданской долины, где температура не падает ниже 20 ˚C. В этих пещерах мышехвосты проводят без воды и еды долгие пять месяцев.

Исследователи утверждают, что любовь к насыщенным жирам возникла у больших мышехвостов из-за относительно высокой температуры среды во время зимовки. То есть дело не только в том, что проблема застывания или незастывания жировых запасов для этих животных неактуальна, но ещё и в том, что им нужны лишь насыщенные жиры, дабы смягчить действие сравнительно высокой температуры во время спячки.

Конкретные физиологические механизмы тут ещё изучать и изучать, но, так или иначе, склонность мышехвостов откладывать «неподходящие» жиры — явно адаптивный механизм.

Что же до интереса учёных к этим летучим мышам, то он вполне объясним: считается, что анабиоз жёстко связан с понижением температуры, однако большие мышехвосты убеждают нас в обратном, и, кто знает, вдруг изучение этих зверьков поможет раскрыть новые, до сих пор неизвестные особенности этого физиологического состояния.

Похожие статьи: