Осы сфексы, охотящиеся на саранчу, предпочитают атаковать «влюблённые парочки». Треть их добычи приходится на насекомых, занимавшихся в момент нападения сексом.
Секс в дикой природе не только весьма приятен, но и очень опасен: сосредоточившись на партнёре, трудно следить за возможным появлением хищника. С этой точки зрения половой акт едва ли не смертелен для его участников, что признаётся всеми биологами. Правда, до сих пор почти никто эту опасность напрямую не рассматривал. И вот Даррелл Кемп из Университета Макуори (Австралия) решил оценить риск смертности во время секса в конкретных цифрах.Парой «хищник — жертва» для учёного послужили австралийская саранча и местная оса из рода сфексов Sphex cognatus. Сфексы охотятся на саранчу, кузнечиков и сверчков: парализуя добычу, оса оттаскивает её в нору, где живая «консерва» будет служить пищей для осиных личинок. В конце декабря, когда саранча сбивается в стаи, сфексы приступают к интенсивному запасанию пищи для своих личинок.
Г-ну Кемпу удалось показать, насколько копуляция увеличивает для насекомых риск быть пойманными осой. Спаривающиеся особи саранчи составляли где-то 3% от всего числа, но при этом именно они подвергались нападению в первую очередь: «влюблённые парочки» составляли 30% добычи сфексов. Напротив, одиночные особи редко страдали от атак: у самок доля пойманных хищниками составляла 1 из 200; самцы же вообще игнорировались сфексами. Но если саранча была занята копуляцией, то это соотношение поднималось до 1 из 10, причём вне зависимости от пола.
По словам исследователя, в этом случае сфексы опять-таки игнорировали самцов, парализуя только самок саранчи. Самец же попадал в неприятность за компанию: будучи не в состоянии оторваться от самки, он оказывался вместе с ней в норе, где их обоих оса и зарывала.
Напоследок заметим, что работ, посвящённых тому, во что обходится половой акт его участникам, очень, очень мало. И это одна из них.