Понаблюдать за необычным зрелищем – как огромные 2-х-метровые рыбы, выскакивая из реки, хватают и поедают птиц, подлетевших к кромке воды – вы можете в центре Рима с любого из многочисленных мостов, перекинутых через столичную реку Тибр.
Столь ужасающее и «аномальное», с точки зрения эволюции животного мира, явление, происходит в любое время дня и ночи. Хотя, в основном, это ночные хищники. К «группе риска быть съеденными» относятся также собаки и прибрежные выдры, не говоря уже и о более мелкой живности – мышах и крысах.Нет, это не настоящие акулы, водящиеся в Тибре, согласно местной легенде. Эти кровожадные рыбы ни что иное как сомы, так называемые, речные акулы. Но это не обычные «мирные» сомы, обитатели пресных водоемов, а сомы – мутанты – вот кто нарушает законы природы.
К выводу о произошедшей за последние несколько лет мутации этих рыб пришли исследователи из французского университета Тулузы после досконального изучения феномена «неправильного питания рыб».
Как сообщила итальянская газета «La Repubblica», ученые объяснили столь странное и нетипичное поведение сомов–мутантов следующим образом: во всем виновата плохая экология, приводящая к обеднению речного дна.
За неимением ничего более подходящего для пропитания «у себя в воде», вместо водорослей и рыб, голодные гиганты начали массово бросаться на любую другую добычу, в том числе и на нетипичную в рационе питания этих пресноводных гигантов – голубей и некоторых млекопитающих, неосмотрительно приближающихся к воде. Были отмечены отдельные случаи нападения сомов и на человека.
Не пренебрегают эти усатые мутанты и падалью – в чреве выловленных в Тибре особей находили не только собачьи, но и человеческие(!) останки. Эта самая большая пресноводная рыба (Silurus glanis), в некоторых случаях достигающая 3-х метров в длину и веса до 120 килограммов, впервые была завезена в реки Италии в 1957 году из стран Восточной Европы.
Первоначально сомов запустили в реки регионов Ломбардии и Тосканы, где эта усатая рыба гигантских размеров успешно прижилась, адаптировалась и размножилась в неимоверных количествах. Власти забили в набат в связи с резким увеличением численности сомов в пресноводных водоемах Италии.
Сами же римляне, да и большинство жителей Италии, не воспринимают сома как рыбу-деликатес и брезгуют им – «падалью питается» и «не подобает римлянам сомов на обед готовить». Никакой гастрономической ценности сом для итальянцев вообще, и для римлян в частности, не представляет. Уж конечно римлянин, обожающий бутерброды с тунцом, и не подумает о том, чтобы откушать «бутерброд с сомом»! А итальянские кулинарные традиции – неприкосновенны и неизменны.
Лишь изредка в меню ресторанов, в основном в регионе Эмилья-Романья, где в реку По были выпущены первые, немутированные, сомы, можно встретить, в качестве экзотики, блюда из «сома речного».
Другое дело – итальянская спортивная рыбалка. Существует даже инструкция по ловле этих гигантских рыб с описанием техники использования рыболовных приспособлений и определенного вида приманки: например, для этой цели отлично подходят квакающие лягушки. Это относится к любительскому рыболовству в любой другой реке или пресноводном водоеме, но только не к реке Тибр, к которой рыболовы-любители просто опасаются приближаться – настолько это загрязненный водоем. Между собой итальянские рыболовы-спортсмены называют сома «монстром».
Вот кто не боится периодически выуживать эту рыбу в римской реке Тибр – так это цыгане. Об этом сообщает римская газета «Вестник» («Il Messaggero»). Береговая охрана в последнее время часто фиксирует случаи дневной и ночной ловли в Тибре сомов-мутантов, в том числе путем глушения рыбы, регистрируя сам факт ловли и лежащие на берегу туши уже выловленных сомов.
Большой вопрос в том, куда затем деваются сомы, непригодные в пищу и невостребованные взыскательной публикой?
Имеются предположения о том, что сомов продают из-под полы в рыбные рестораны, где их подают на блюде в качестве рыбных деликатесов под видом морской рыбы. Подобная подмена уже давно практикуется в Милане.
Завсегдатаи миланских рыбных ресторанов могут считать себя «счастливчиками», поскольку сомы из По, по крайней мере, являются «экологически чистыми» и не питаются «человечиной», в отличие от их римских собратьев.