Растениям свойственны те же чувства, что и человеку

Недавно ученые пришли к сенсационному выводу: оказывается, растения вовсе не бесчувственные, как считалось раньше.

На первый взгляд кажется невероятным, чтобы травки-былинки да кустики-деревца испытывали эмоции, присущие человеку.

Тем не менее это так.

Любители комнатных цветов давно заметили, что их питомцы далеко не безразличны к тем, кто живет с ними рядом.

Например, фиалка начинает «хандрить», если обожающая ее хозяйка надолго уезжает, хотя за ней столь же заботливо ухаживает другой член семьи. Любимая герань может «обидеться» и перестать пахнуть, если ее не польют первой. К тому же этому растению очень не нравится, когда в комнате, где оно стоит, ругаются и ссорятся.

В таких случаях герань начинает активно выделять вещества, которые успокаивающе действуют на нервную систему, и между конфликтующими воцаряется мир. Поэтому до революции этот цветок держали практически в каждом доме.

А вот в случае безразличия или пренебрежения со стороны хозяина многие комнатные растения и цветы платят ему неприязнью, выделяя летучие химические вещества, вредные для здоровья.

Например, они могут запросто лишить сна, если на ночь вы устроились в одной с ними комнате, а полить забыли.

Любопытную историю о реакции растения на отношение к нему человека поведал мой знакомый. На его садовом участке растет большой куст сирени, под которым вся семья завтракает, обедает и ужинает. На уикенд на дачу приезжает теща. Когда она садится за стол, то обязательно начинает ворчать, что от сирени одна сырость, поэтому куст нужно убрать. Так вот, к вечеру воскресенья даже при нормальной погоде листья сирени делаются пожухлыми, как в сильную жару, а у тещи начинается сильнейшая головная боль.

Вообще химические средства активно используются нашими зелеными братьями меньшими для выражения своих эмоций.

Специалист по биохимии растений доцент Дина Балясова, много лет посвятившая изучению взаимодействия растений и человека, рассказывает о таком характерном случае, связанном с ревностью. В комнате у английского физиолога С.Мейсона много лет стоял фикус. В достаточно зрелом возрасте ученый женился, и супруга стала третьим «жильцом» в комнате. Вскоре она стала испытывать различные недомогания, которых раньше у нее не было. Когда же бедняжка забеременела, у нее начался сильнейший токсикоз, справиться с которым врачи никак не могли.

К счастью, у мужа возникла смутная догадка, что во всем виновата «ревность» фикуса, и он переместил его в домашнюю оранжерею. Болезни у жены быстро сошли на нет, и она родила здорового ребенка. Так был установлен факт ревности растения: ему не понравилось делить любовь хозяина с пришлым объектом, и оно начало синтезировать и выбрасывать в воздух комнаты химические вещества, пагубно действовавшие на женщину, но безвредные для самого Мейсона.

Кстати, зафиксированы случаи, когда некоторые виды кактусов мстили хозяеваммужчинам за плохое отношение к себе: купили, поставили и не обращали внимания, благо поливать не надо, да еще обзывали их «колючими уродцами». Тогда кактусы начинали выделять алкалоидные соединения, вызывающие потребность в выпивке, и человек становился алкоголиком.

Бывают и совсем уж невероятные случаи, когда кактусы «гневаются», прибегая к «физическим мерам воздействия» на причинившего им вред человека. Вот что рассказывает об этом петербуржка А.Александрова: «У меня был кактус опунция, за которым я хорошо ухаживала, не скупилась на ласковые слова и комплименты, а он в ответ прекрасно цвел. Но постепенно кактус так разросся во все стороны, что стал вытеснять другие мои растения. Ну прямо кукушонок в гнезде! Я решила придать ему культурный вид и обрезала все боковые отростки.

На следующий день подошла к окну, и вдруг мне в руку впился какой-то шип. С трудом удалила из руки колючку с крючком. На следующий день все повторилось: опунция выстрелила в меня на расстоянии полуметра! Тут я не на шутку испугалась и скорее отнесла растение в подарок библиотеке. Вот так опунция не простила мне обиду, сменив любовь на ненависть».

Впрочем, между находящимся в доме растением и человеком может возникать и положительная обратная связь: оно способно «полюбить» его. На Востоке считается, что для этого цветы и комнатные растения надо сажать и растить самому, относясь к ним любовно, как к детям. Тогда, став «взрослыми», они будут заботиться о здоровье хозяина.

Достаточно хотя бы час посидеть возле них, и человек избавляется от тревоги, уныния и вообще черных мыслей. Вместо этого у него появляется ощущение спокойствия, умиротворенности, душевного подъема.

Музыкальные пристрастия Эмоции растений, хотя у них нет органа слуха, проявляются и в том, как они реагируют на музыку: одна им нравится, другая нет. Еще в середине прошлого века сообщения об этом не раз появлялись в печати. Так, английский цветовод Том Купер, большой любитель классической музыки, наслаждался ею, поставив проигрыватель в саду рядом с розовым кустом. И в знак признательности за доставленное удовольствие куст одарил его не пятью-семью розами, как обычно, а огромным букетом из 65 бутонов.

Одним из первых серьезным исследованием воздействия музыки на растения занялся индийский ученый Т.С.Н.Синх.

В ходе опытов он установил, что многие биохимические процессы в них, например, поглощение углекислоты и фотосинтез, под влиянием музыки ускоряются почти в два раза. Причем оказалось, что зеленые меломаны весьма разборчивы в своих пристрастиях. Они положительно реагировали увеличением зеленой массы на органные произведения Баха и индийские мелодии раги. Их стебли прямо-таки тянулись к источнику звука.

А вот на тяжелый рок и непрерывные барабанные ритмы растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, да к тому же росли, отклоняясь подальше от репродуктора, транслировавшего музыку по несколько часов в день. Кроме того, было установлено, что растения, которым проигрывалась рок-музыка, в течение первой недели музыкального воздействия потребляли больше воды, чем обычно, словно бы стараясь «прийти в себя» после слишком утомительных для них концертов. Их реакция на джазовую музыку была различной.

Записи в исполнении всемирно известных звезд Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, в частности, его композиция «Призыв души», вызывали у зеленых меломанов наклон стеблей на 15-20 градусов в сторону источника звука, а их высота была больше, чем у «неозвученных». Музыка же авангардистов Берга, Веберна, Фабермана не вызывала у них никаких эмоций: их высота и общий вид ничем не отличались от контрольных.

Интересные результаты были получены канадскими исследовательницами П.Вайнбергер и М.Мезюрес. В качестве «испытуемых» были взяты кукуруза, тыква и овес, а для прослушивания им предложили такой музыкальный инструмент, как флейта. Исполненные на ней классические произведения явно понравились растениям. Их высота, сырой и сухой вес увеличились в два раза, а число почек – даже в три по сравнению с контрольной группой. Зато на пение они реагировали меньше, лишь на пятьдесят процентов увеличив число почек.

Наиболее существенный вклад в определение музыкальных вкусов растений внес американский исследователь Д.Карлсон.

Причем его интересовала не только научная, но и практическая сторона проблемы.

А именно: какая музыка может стимулировать цветы и овощные культуры, которые выращиваются на приусадебных участках фермеров. Для ее подбора он пригласил профессионального музыковеда М.Хольтца. Тот предложил использовать музыку знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года», в частности ту часть, которая называется «Весна», а также скрипичную сонату Баха под тем же названием и ряд других сходных по звучанию музыкальных произведений.

Выбор оказался удачным: растения резко активизировали свой рост и развитие. Кроме того, они «с удовольствием» слушали записи пения и щебетания птиц, который интуитивно предложил музыковед.

Будучи практичным человеком, Карлсон запатентовал свой метод «Озвученный цветок» и создал небольшую фирму, которая за 50 долларов высылала всем желающим кассету с музыкальным записями для растений и флакон со специальным раствором для их подкормки.

Однако секрет «любви» растений к музыке все еще не раскрыт. Интенсивность энергетического воздействия звуковых колебаний при нормальном воспроизведении музыкальных записей очень мала. В таком случае, может быть, они «осознанно» воспринимают музыку, по-своему «растительно наслаждаясь» ею? Ведь, не имея органа слуха, зеленые меломаны каким-то непостижимым образом все же «слышат», да еще и «получают удовольствие» от музыки! О чем кричит огурец? Впрочем, эмоциональная связь растений с миром звуков этим не ограничивается. Хотя у них нет органа, который может генерировать слышимые звуковые волны, они тем не менее «кричат», когда им больно. Это продемонстрировали исследования, проведенные учеными из Института прикладной физики Боннского университета под руководством профессора Франка Кенеманна. В состоянии стресса или дискомфорта растения выделяют газ этилен. Его концентрация прямо пропорциональна уровню негативного воздействия, которое на них оказывается.

Исследователи сконструировали специальное лазерное устройство, позволяющее переводить количество выделяемого газа в звуковые сигналы и таким образом судить о состоянии их «здоровья».

В ходе опытов ученые «выслушали» много растений. Реакция у всех оказалась сходной. По словам руководителя эксперимента Ральфа Геблера, громко «стонет» куст крыжовника, когда его листья поедает мучнистая роса. А орхидея, у которой оторвали листок, в этот момент «буквально завопила от боли». Особенно удивило исследователей поведение огурца. При визуальном обследовании овощ находился в прекрасном состоянии. Однако лазерный микрофон обнаружил, что в это время он «кричал» от боли. Когда его осмотрели под микроскопом, то нашли первые признаки ложномучнистой росы, которые еще не были видны невооруженным глазом.

Но и это еще не все. Профессор Кенеманн считает, что растения не просто говорят о своих болезнях и страданиях, как пациенты, сидящие в приемной у врача. «Стоны» и «крики» являются сигналами «тревоги».

Они предупреждают другие растения об опасности и – что просто поразительно! – побуждают их принять меры для обороны.

Поскольку у жителей «зеленого царства» нет нервной системы и соответствующих клеток, воспринимающих электрические импульсы, они обмениваются информацией с помощью химических сигналов, в частности молекул газа этилена. Этот сигнал тревоги вызывает специфическую реакцию у адресатов. Например, когда подросшую траву начинают косить, ее «крики» боли как бы призывают молоденькие травинки: растите быстрее и… вырабатывайте больше токсинов! Такую же команду дают листья акации, когда их обрывают жирафы.

Очевидно, это дерево очень быстро выделяет токсины, потому что жирафы никогда полностью не объедают одну акацию, а переходят к другой.

Мозг в корешке Многие годы ученый мир не воспринимал всерьез народный опыт общения с растениями. Аргумент был один: у них нет нервной системы и психики, следовательно, никаких эмоций они испытывать не могут. Однако недавно академик Эдинбургского университета Тони Труэвас сделал сенсационное заявление, взбудоражившее ученый мир: растения обладают зачатками разума! Исходя из своих последних исследований, академик утверждает, что они могут воспринимать и перерабатывать информацию, в том числе способны к вычислениям, почти на таком же сложном уровне, что и животные.

Конечно, мозга как самостоятельного органа у наших зеленых братьев меньших нет. Но это вовсе не значит, что они не способны обрабатывать информацию, поступающую к ним извне экстрасенсорным путем, и изменять в зависимости от этого какие-то процессы, происходящие в них.

У человека и животных это делает мозг.

Но и у растений академик И.И.Гунар обнаружил некое его подобие в виде своеобразного «центра обработки информации», расположенного в корневой шейке. Он имеет свойство сжиматься и разжиматься подобно сердечной мышце и таким образом посылать командные энергетические импульсы всем клеткам растения.

Пока ученые знают слишком мало о том, как этот центр анализирует поступающую информацию и какие именно команды отдает. Слишком уж не похожи «психика» и «нервная система» растений на наши, человеческие. Но в том, что они существуют, сомнений нет.

Итак, подводя итог, можно утверждать, что растения имеют полное право называться нашими братьями меньшими, поскольку во многом похожи на людей. Они способны «любить» и «ненавидеть», «думать» и реагировать на наши мысли и поступки.

Похожие статьи: