Не только люди способны к командной работе, но и обезьяны: исследования приматологов из Уорикского университета (Великобритания) и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) показали, что шимпанзе, помогая своим товарищам, чётко понимают собственную роль, которую они должны исполнить.
Многие животные могут объединяться для достижения какой-то цели — например, для защиты территории или охоты. Но уровень взаимодействия, координации между разными участниками группы остаётся низким, и конечный успех связан просто с одновременными индивидуальными усилиями особей. То есть происходит как бы сложение без взаимодействия. Шимпанзе же оказались в этом смысле более продвинутыми. Исследователи разбивали обезьян на пары и разводили их по разным сторонам прозрачного пластикового ящика. Внутри ящика лежал виноград; чтобы достать его, шимпанзе должны были выполнить определённые действия. Одна из обезьян должна была с помощью специальных грабель спихнуть виноград на подвижную платформу. Другой с помощью толстой палки предстояло наклонить платформу с упавшим на неё виноградом, чтобы он свалился ниже, и шимпанзе могли бы до него добраться.Как видим, учёные спроектировали задачу так, чтобы для её выполнения требовалась координация действий: понимание того, что и когда делаешь ты сам, и того, что и когда делает твой напарник. Причём одна из обезьян сначала знакомилась сразу с обеими возможностями (с граблями и с палкой) и потом выбирала, чем будет заниматься сама, а что можно поручить напарнику. Тут была одна тонкость: с каждой стороны ящика с угощением были и грабли, и палка, но выполнить всю работу только с одной стороны, по очереди действуя обоими инструментами, было нельзя. Перебежать на другую сторону ящика тоже не получалось. То есть одна обезьяна выбирала себе орудие «по душе», а вторая должна была понять, чем теперь нужно заниматься ей. Ну или первая должна была как-то объяснить это второй.
По словам Алисии Мелис из Уорикского университета, десять из двенадцати обезьян понимали, что один из инструментов надо передать другому, и примерно семь из десяти напарников осознавали, какой инструмент им поручен. Вообще, самые большие проблемы шимпанзе доставляло именно распределение обязанностей. После того как обезьяны «постигали» нюансы разделения труда, дело шло резвее, и в целом в 86% попыток шимпанзе удавалось достать виноград.
Это первая работа, в которой показано, что шимпанзе могут учитывать действия товарища, причём не просто действия вообще, но и конкретную их специфику. Возможно, умение стратегически мыслить досталось нам как раз от общих с шимпанзе предков. Могут ли другие животные поступать так же, мы не знаем. Во всяком случае исследователям можно посоветовать проверить стратегическое коллективное мышление у попугаев и ворон.