Не только люди способны к командной работе, но и обезьяны: исследования приматологов из Уорикского университета (Великобритания) и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) показали, что шимпанзе, помогая своим товарищам, чётко понимают собственную роль, которую они должны исполнить.
Как видим, учёные спроектировали задачу так, чтобы для её выполнения требовалась координация действий: понимание того, что и когда делаешь ты сам, и того, что и когда делает твой напарник. Причём одна из обезьян сначала знакомилась сразу с обеими возможностями (с граблями и с палкой) и потом выбирала, чем будет заниматься сама, а что можно поручить напарнику. Тут была одна тонкость: с каждой стороны ящика с угощением были и грабли, и палка, но выполнить всю работу только с одной стороны, по очереди действуя обоими инструментами, было нельзя. Перебежать на другую сторону ящика тоже не получалось. То есть одна обезьяна выбирала себе орудие «по душе», а вторая должна была понять, чем теперь нужно заниматься ей. Ну или первая должна была как-то объяснить это второй.
По словам Алисии Мелис из Уорикского университета, десять из двенадцати обезьян понимали, что один из инструментов надо передать другому, и примерно семь из десяти напарников осознавали, какой инструмент им поручен. Вообще, самые большие проблемы шимпанзе доставляло именно распределение обязанностей. После того как обезьяны «постигали» нюансы разделения труда, дело шло резвее, и в целом в 86% попыток шимпанзе удавалось достать виноград.
Это первая работа, в которой показано, что шимпанзе могут учитывать действия товарища, причём не просто действия вообще, но и конкретную их специфику. Возможно, умение стратегически мыслить досталось нам как раз от общих с шимпанзе предков. Могут ли другие животные поступать так же, мы не знаем. Во всяком случае исследователям можно посоветовать проверить стратегическое коллективное мышление у попугаев и ворон.