Знаменитый приматолог Джейн Гудолл и её коллеги задокументировали случай успешной передачи нового культурного поведения между группами диких шимпанзе. Речь идёт об охоте на муравьёв-древоточцев.
Ведущий автор Роберт О'Мэлли из Кеньон-колледжа (США) поясняет, что шимпанзе извлекают кампонотусов из живых деревьев и сухостоя с помощью веток, листьев и травы. Предварительно обезьяны обрабатывают свои инструменты, удаляя, к примеру, лишние сучки и кору.Самка по имени Трезия из «племени» Митумба национального парка Гомбе (Танзания), каким-то образом освоившая эту технику, была переведена в общину Касекела, где научила всему, что знала, самок своего возраста. Учёные также заметили, что она поднялась по ступенькам иерархии Касекела быстрее большинства мигрантов, основная часть которых навсегда остаётся на периферии социума. По-видимому, она стала кумиром молодых самок, предложив им новую модель выживания.
Свою роль сыграл и тот факт, что группа Касекела имеет обыкновение отдыхать в своих странствиях на вершине одного холма, где очень мало растительности и хорошо видно, как Трезия «рыбачит». К тому же, отмечают исследователи, к обучению располагает спокойная обстановка сиесты.
Кстати, «высокие технологии» распространяются у шимпанзе как раз благодаря самкам. Дело вовсе не в том, что один пол умнее другого; просто самки, как правило, в половозрелом возрасте чаще оказываются в другой группе.
Трезия не единственная обезьяна, поразившая приматологов своим умом и передавшая свои навыки сородичам. Например, японская макака Имо научилась мыть батат, а также бросать рис в море, чтобы отделить зёрна от песчинок. Другие быстро скопировали этот метод.
Известны также примеры поразительной смышлёности среди самцов. Например, они могут предупреждать других о ловушках и даже спасать попавших в них.