Найден белок, который обороняет нервные клетки от повреждений, вызванных психоневрологическими расстройствами.
Известно, что депрессия, постоянная тревога и прочие психологические расстройства медленно, но верно подтачивают мозг: хроническая депрессия, например, вызывает атрофию гиппокампа. Здоровье и функциональность нейронов зависят от нейротрофического фактора мозга (BDNF), и считается, что психологические расстройства снижают уровень этого белка, из-за чего нервны клетки начинают себя плохо чувствовать и вообще голодать. Но, кроме BDNF, от психологического состояния зависит ещё и активность гена нейритина — менее изученного белка, про который известно, что он участвует в реорганизации синапсов.Нейрофизиологи из Йельского университета (США) попробовали подробнее разузнать про связь нейритина с депрессией. Исследователи стимулировали депрессию у крыс с помощью постоянного и непредсказуемого стресса: например, лишали животных еды, запирали в тесной клетке, изолировали от товарищей, нарушали чередование дня и ночи и т. п. В итоге крысы доходили до того, что переставали интересоваться сладким и замирали на месте, оказавшись в водном лабиринте: это говорило о сильной депрессии.
В статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы пишут, что у депрессивных крыс резко падала активность гена нейритина, и антидепрессанты эту активность восстанавливали.
Но, что более важно, само по себе повышение активности нейритина, безо всяких антидепрессантов, помогало справиться с последствиями депрессии. Если активность гена стимулировали, то никаких структурных изменений в мозге вроде атрофии нейронов и уменьшения синаптической пластичности, сопровождающих психологические расстройства, не было — даже в условиях сильного и постоянного стресса. И наоборот: если активность гена нейритина подавляли, то у грызунов проявлялись стрессовые и депрессивные симптомы, хотя никакому стрессу их не подвергали.
Иными словами, нейритин служит предохранителем, который защищает мозг от повреждений, спровоцированных стрессом. Но сильный стресс, в свою очередь, может блокировать работу нейритина. Вряд ли он такой один, но важность этого белка всё равно трудно переоценить.
Известно, что люди далеко не всегда восстанавливаются после сильных приступов депрессии, вызванной стрессом, не говоря уже о тревожном расстройстве или биполярном расстройстве. Возможно, если способ повышения активности нейритина будет найден, это поможет в защите и восстановлении нервной системы у людей, находящихся под постоянным стрессом.