Кожные покровы двух амфибий выделяют вещества, позволяющие регулировать развитие кровеносных сосудов в тканях: первое замедляет рост сосудов и может быть использовано в антираковой терапии; второе стимулирует развитие капилляров и, наверное, пригодится в лечении сердечной недостаточности.
Исследователи из Королевского университета в Белфасте (Великобритания) сообщают, что им удалось получить два вещества, одно из которых может решить проблему рака, а второе — проблемы отторжения пересаженных тканей и сердечной недостаточности.Оба вещества были получены от амфибий и представляют собой пептидные молекулы, синтезируемые клетками кожи животных.
Источником для первого пептида послужила чакская филломедуза — древесная лягушка, обитающая в Южной Америке. Вещество, выделяемое этой амфибией, подавляет развитие кровеносных сосудов, или, говоря по-научному, ингибирует ангиогенез. Именно с этим пептидом связаны «антираковые» надежды исследователей. Дело в том, что растущая опухоль рано или поздно начинает испытывать нехватку питательных веществ и кислорода, и тогда в ней образуются кровеносные сосуды. Это даёт раку «второе дыхание», и болезнь легко может перейти в терминальную стадию. Но если подавить развитие капилляров в опухоли, то она просто-напросто начнёт задыхаться, голодать и не сможет развиваться дальше. Таким образом можно если и не заставить рак исчезнуть полностью, то хотя бы держать его в «хронических» рамках.
Кожа второй амфибии, жабы большая жерлянка из Китая, выделяет вещество с обратным действием: его белок как раз стимулирует развитие кровеносных сосудов. Ускоренное прорастание капилляров играет большую роль в залечивании ран; развитие кровеносной сети может предотвратить отторжение пересаженного органа; от этого, наконец, зависит жизнедеятельность сердца, недостаточное кровоснабжение которого может вызвать инфаркт.
Важность регуляции ангиогенеза не исчерпывается перечисленными случаями, хотя рак и инфаркт миокарда, бесспорно, самые яркие примеры. Бывает так, что в течение длительного времени необходимо осуществлять тонкую настройку скорости и характера образования кровеносной сети в ткани или органе, однако по сей день медикаментозные средства, стимулирующие или подавляющие образование кровеносных сосудов, не были пригодны для слишком тонкой работы. В исследования по созданию эффективных средств регуляции ангиогенеза в общей сложностью было инвестировано около пяти миллиардов долларов; трудно поверить, что какие-то лягушка с жабой смогли перевесить такую колоссальную сумму...