Чтобы ненароком не съесть ядовитую амфибию, летучие мыши выработали комплексную стратегию охоты, с оценкой размера добычи с помощью эхолокации и химическим анализом на ядовитость.
Бахромчатогубые листоносы, живущие в американских тропических лесах, охотятся на местных лягушек и жаб. Но там, где обитают эти летучие мыши, высока вероятность наткнуться на ядовитую амфибию. Известно, что листоносы находят добычу по брачным крикам. Но во время охоты стратегия хищников несколько раз меняется, чтобы не ошибиться и не схватить ядовитую лягушку вместо съедобной.Зоологи из Смитсоновского института исследований тропиков (США) экспериментировали с восемью бахромчатогубыми листоносами, пойманными в лесах Панамы. Исследователи использовали позывные съедобных лягушек, чтобы привлечь внимание летучих мышей, но вместе со съедобной добычей предлагали листоносам ещё и ядовитых амфибий.
В статье, опубликованной в журнале Naturwissenschaften, учёные пишут, что в первую очередь рукокрылые реагировали на крики лягушек. Но по мере приближения к добыче мыши меняли тактику, оценивая размер амфибии с помощью эхолокации. В тех же лесах, где охотятся листоносы, обитает и знаменитая жаба ага, которая могла бы быть удачной крупной добычей, не будь так ядовита. Поэтому, подлетая к потенциальной жертве, листоносы проверяют её размеры: соответствуют ли они обычной, безопасной «еде».
После того как летучие мыши хватали жертву, наступал черёд химического анализа. Если хищникам попадалась ядовитая лягушка, через какое-то время они просто выбрасывали её. Более того, листоносы избавлялись даже от съедобной лягушки, просто вымазанной ядом другого вида. Очевидно, рукокрылые могут как-то определять ядовитость — либо с помощью обоняния, либо на вкус.
То есть, как заключают учёные, не стоит думать, что летучие мыши слепо полагаются на свой слух. Он у них совершенен, спору нет, но сообщить всю необходимую информацию о «качестве пищи» не в силах. Поэтому листоносам пришлось выработать комплексную стратегию, чтобы случайно не отравиться неправильной лягушкой.