Генная терапия помогла мышам восстановить реснички на обонятельных нейронах. Пока не очень ясно, сработает ли этот подход на других органах.
Реснички (цилии) находятся на поверхности многих типов клеток, влияя на различные функции: чувственное восприятие, движение и клеточную сигнализацию. Повреждение ресничек в результате генетической мутации у млекопитающих может вызвать кисты почек и печени, полидактилию, ожирение, слепоту и потерю слуха.Мутации и клеточные механизмы, которые способствуют цилиопатиям, хорошо изучены, но в области терапии сделано очень мало, отмечает руководитель исследования Джеффри Мартенс из Университета штата Мичиган (США).
Г-н Мартенс и его коллеги взялись за мышей, у которых мутантный белок IFT88 вызывает эффекты, сходные с поликистозом почек у людей: нарушаются структура и функциональность цилий, что приводит также к изъянам роста, полидактилии, слепоте и повреждениям мозга. Мыши с поликистозом почек Оук-Риджа (Oak Ridge polycystic kidney, ORPK) погибают в начале взрослой жизни.
Поскольку обонятельная дисфункция — широко распространённый результат цилиопатии, исследователи выбрали для изучения обонятельные нейроны мышей с ORPK. Ресничек у них было меньше, чем у здоровых мышей, да и те росли неправильно. Естественно, обоняние таких грызунов оставляло желать лучшего.
Учёные вставили функциональный IFT88 в аденовирус, который затем ввели в нос четвероногим пациентам. Тем самым удалось восстановить число ресничек и их структуру, а также обоняние.
Поскольку мыши с ORPK умирают молодыми, авторы не смогли провести поведенческие тесты на взрослых грызунах, но обнаружили, что введение IFT88 новорождённым мышам улучшило сосание и кормление — и то и другое связано с умением различать запахи. Мыши с ORPK, как правило, в трёхнедельном возрасте вчетверо меньше здоровых, а генная терапия позволила им увеличить массу тела на 60%.
Г-н Мартенс подчёркивает, что аналогичным образом можно было бы лечить людей: достаточно простой инъекции или даже назального спрея.
Демонстрация впечатляет, но, по словам Джозефа Глисона из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), обонятельные нейроны постоянно регенерируют, в отличие от многих других клеток, подверженных цилиопатиям. Поэтому перенести этот, несомненно, выдающийся успех на другие органы будет проблематично.