Австралийский профессор Питер Сейл из Института ООН по водным ресурсам, окружающей среде и здоровью опубликовал книгу «Наша умирающая планета», в которой напророчил нам и нашим потомкам весьма неприглядное будущее.
Помимо обычных вещей — изменения климата не в лучшую сторону, окисления океана, оскудения рыбных запасов, загрязнения окружающей среды и распространения «мёртвых зон» в прибрежных водах, — автор считает, что до конца века (быть может, уже лет через 30–40) полностью исчезнут коралловые рифы. Это будет первая экосистема, уничтоженная человеком, подчёркивает учёный. Уже родились люди, которым предстоит жить в мире, лишённом кораллов.«Мы создаём ситуацию, когда организмы, строящие коралловые рифы, либо исчезнут, либо будут встречаться чрезвычайно редко, — пишет специалист. — Из-за этого они не смогут возвести конструкцию, которую мы называем рифом. И мы трудимся над их уничтожением уже много лет».
Коралловые рифы — важнейшее звено биоразнообразия. Они служат домом каждому четвёртому морскому виду, хотя занимают лишь 0,1% площади Мирового океана. По количеству видов на единицу площади они даже более разнообразны, чем тропические леса.
Недавние исследования показали также, что в случае гибели кораллов медицина потеряет множество полезных веществ. Например, несколько месяцев назад был анонсирован новый метод лечения лейкоза на основе губки, обитающей в рифах. В кораллах также найдены соединения, которые могут послужить мощным солнцезащитным кремом.
А экономическая ценность! Во-первых — рыба. Во-вторых — туризм. Около 850 млн человек живут в пределах 100 км от рифов, и примерно для 275 млн из них рифы служат источником пропитания и средств к существованию. К тому же рифы защищают низменные острова и прибрежные районы от экстремальных погодных условий, поглощая волны.
Углеродные выбросы, образующиеся в результате деятельности человека, являются главной причиной ожидаемого упадка. Во-первых, парниковый эффект увеличивает температуру поверхности океана (в прошлом веке она выросла на 0,67 ˚C). Из-за этого исчезают фотосинтезирующие водоросли, обеспечивающие кораллы энергией, и они обесцвечиваются, а затем — в течение нескольких недель — гибнут.
Во-вторых, происходит окисление воды. Примерно треть того углекислого газа, который мы вкладываем в атмосферу, поглощается поверхностью океана. Как выяснилось сравнительно недавно, в результате этого процесса рифовым организмам становится труднее извлекать из воды соединения, необходимые для создания углеродистых скелетов.
Правда, г-н Сейл забывает сделать важную оговорку о поразительной живучести кораллов (если верить нашим данным о предыдущих эпизодах массового вымирания видов). «Бывали периоды существования и отсутствия рифов, несмотря на то что рифообразующие существа живут уже сотни миллионов лет, — говорит Марк Спалдинг из Кембриджского университета (Великобритания). — Если климатические условия позволяют, они строят свои фантастические сооружения, а если нет — ждут своего часа как ничем не примечательные беспозвоночные».
Стоит отметить, что исчезновение рифов обычно предшествовало массовым вымираниям. Автор зловеще называет их экологическим аналогом канарейки в угольной шахте. Около 20% коралловых рифов погибло в последние десятилетия. Массовое обесцвечивание — относительно новое явление: учёные наблюдают кораллы с 1950-х, но это было замечено только в 1983-м. «В 1998 году я стал свидетелем того, как буквально 80–90% коралловых рифов Сейшельских островов погибли за считанные недели», — с ужасом вспоминает г-н Спалдинг. Только этот эпизод привёл к исчезновению 16% кораллов планеты.
Г-н Сейл отмечает, что последовавшие затем случаи массового вымирания кораллов в 2005 и 2010 годах не были столь впечатляющими только потому, что кораллов уже почти не осталось.
Эти драматические эпизоды совпадают с необычными погодными условиями (например, Эль-Ниньо), то есть могут быть следствием естественных причин, но из-за изменения климата теперь случаются чаще и приводят к более серьёзным последствиям. Словом, борьба с глобальным потеплением — вопрос неотложный. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы концентрация углекислого газа в атмосфере превысила 450 частей на миллион. Сегодня этот показатель составляет около 390 частей на миллион, и многие эксперты считают, что отметка «500» будет преодолена довольно скоро.
Усилия на местном уровне тоже могут оказаться полезными. Алекс Роджерс из Оксфордского университета (Великобритания) говорит: «Мы знаем наверняка, что если остановить чрезмерный вылов рыбы и загрязнение воды, то у кораллов будет намного больше шансов на восстановление. Но этим мы их не спасём — только выиграем немного времени, если изменение климата будет продолжаться сегодняшними темпами».
Хотя не все учёные согласны с теми сроками, о которых говорится в книге, кризис очевиден. «Когда речь идёт о разрушении экосистемы в течение жизни одного человеческого поколения — это просто фигура речи, — считает г-н Роджерс. — Но идея верна: люди не понимают, с какой скоростью сейчас происходят изменения».