Навозные жуки-скарабеи используют особую форму танца в качестве "компаса", при помощи которого они определяют свое положение на местности при потере ориентации или при появлении неожиданных препятствий на их пути, заявляют южноафриканские и шведские биологи в статье в журнале PLoS One.
Южноафриканские жуки-скарабеи (Scarabaeus nigroaeneu) питаются пометом крупного рогатого скота и лошадей. Как правило, они собирают часть навоза в шар, чьи размеры в несколько раз превышают габариты самого насекомого, и отвозят добычу в свою норку. Во время транспортировки еды жук толкает ее задними ногами строго по прямой линии, избегая возвращения к той же кучке помета или столкновения с другими "лепешками", где его практически всегда будут поджидать конкуренты.Эмили Бейрд (Emily Baird) из университета города Лунд в Швеции и ее коллеги открыли важный компонент такого путешествия - "навигационный" танец, наблюдая за поведением скарабеев на ферме "Стоунхендж" в северо-западной провинции ЮАР. В ходе этого ритуала насекомое взбирается на вершину шарика и совершает серию сложных движений в течение пяти-девяти секунд, после чего корректирует направление движения и продолжает свой путь.
Как отмечают исследователи, о существовании загадочных танцев скарабеев было известно давно, однако их роль оставалась неясной. Бейрд и ее коллеги заметили, что жуки больше всего были склонны к танцу в случаях, когда они тащили свою добычу к месту обитания.
Ученые попытались определить функцию танцев - они поймали несколько десятков скарабеев, пометили их при помощи краски и выпустили на волю в районе навозной кучи "Стоунхенджа". Здесь они наблюдали за тем, как жуки собирают шарики, перевозят их и как реагируют на неожиданные препятствия на пути от навозной кучи.
Выяснилось, что жуки вступали в танец на всех стадиях движения, вызывавших у них сложности. Так, около 60% насекомых сверялось с "компасом" при выборе начального направления транспортировки шарика. Во время самого движения, частота и количество танцев зависели от того, насколько сложной была местность для толкания шарика: скарабеи меньше "танцевали" на плоской и мягкой поверхности и часто делали это на твердой и неровной почве.
Кроме того, практически все насекомые прибегали к навигационному танцу в случаях, когда на их пути возникали препятствия, подложенные туда учеными. В их число входили кривые и прямые тоннели, а также неожиданные обрывы и спуски. В статье отмечается, что "компас" скарабеев довольно неточен - они редко замечали небольшие отклонения курса и в большинстве случаев реагировали лишь на существенные сбои в "навигации".
По словам биологов, жуки ориентируются в пространстве по положению Солнца на небосводе и по другим визуальным ориентирам. На это указывает то, что больше половины скарабеев вступали в танец и меняли направление своего движения на противоположное, если исследователи "включали" ложное Солнце в виде зеркала и затеняли настоящее при помощи большого куска фанеры.
Все это указывает на то, что скарабеи используют танец в качестве метода калибровки своего солнечного компаса. Жуки выбирают направление движения еще во время сборки шарика, после чего они запоминают положение Солнца и других ориентиров и сверяются с ними при помощи танца при движении к норке. Во время этого насекомое поворачивается во все стороны, чтобы найти картину неба, приблизительно совпадающую с тем, что оно запомнило ранее.