Феромоны взрослых бабочек несут двойной смысл: с одной стороны, они привлекают половозрелого брачного партнёра, с другой — приманивают неполовозрелых личинок на новую кормовую территорию.
Исследователи опирались на ранее полученные их коллегами результаты, согласно которым в организме гусениц синтезируются белки, необходимые для улавливания «взрослых» химических сигналов и передачи информации об этих сигналах в нервную систему. Поначалу казалось, что гусеницы никак не применяют эти сведения. Однако в новой серии экспериментов учёные использовали другие виды бабочек, гусеницы которых отличаются широкой кормовой базой. Оказалось, что у других видов личинки также могут чувствовать брачные феромоны взрослых особей, а кроме того — почуявшие их гусеницы начинают ползти в сторону источника запаха.
Разумеется, гусениц ведёт на этот запах не половое чувство. В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, авторы сообщают, что в ответ на феромон гусеницы начинали активно искать пищу именно в том направлении, откуда доносился запах. Зоологи предполагают, что самки бабочек облегчают уже вылупившимся личинкам поиск еды. Они выбирают удобное место для кладки и обрабатывают феромоном и кладку, и территорию вокруг неё, тем самым как бы говоря уже выведшимся гусеницам, что тут много нетронутой еды.
Как бы то ни было, эти результаты имеют большое значение для сельского хозяйства: получается, что с помощью феромонов можно контролировать не только взрослых бабочек-вредителей, но и их неполовозрелое потомство.