Кажется, рыба вовсе не обречена. Но это не значит, что мы можем расслабиться, ибо маленькие быстрорастущие рыбки вовсе не так безопасны, как мы думали.
Лет десять назад исследователи впервые проанализировали огромные базы данных глобальной статистики рыболовства. Выяснилось: если мы продолжим ловить рыбу теми же объёмами, все запасы будут уничтожены к 2048 году. Вскоре, впрочем, оказалось, что некоторые запасы остаются стабильными, но большинство всё равно подвергается перелову.Тревор Брэнч из Университета штата Вашингтон (США) и его коллеги сообщают, что этот прогноз чересчур пессимистичен, ибо он основан на объёме лова, а не на количестве рыбы в море.
Оценивать рыбные запасы напрямую, измеряя возраст и размер рыбы, очень дорого, поэтому используется косвенный метод: если улов снижается — значит, рыбы стало меньше. Очевидно, что связи здесь может и не быть; мало ли: ограничения на рыбалку, лукавая или ошибочная цифра, подорожание топлива...
Судя по отчётам, 68% мировых запасов рыбы либо подвергаются перелову, либо уменьшаются по другим причинам. В то же время только 28% запасов, которые удалось оценить непосредственным образом, испытывали трудности. Интересно, что вся изученная таким образом рыба находилась в числе той самой — со сниженным уловом.
Только не надо спешить радоваться. Большинство рыбных запасов уже упало ниже максимального устойчивого уровня или находится рядом с ним. А некоторые из них до сих пор подвергаются чрезмерному лову.
А вот ещё один повод для тревоги. Всегда считалось, что маленькие быстрорастущие рыбки, находящиеся внизу пищевой цепочки (например, анчоусы), менее восприимчивы к перелову, чем хищники, растущие медленно (например, треска). Недавнее исследование обнаружило, что всё ровным счётом наоборот. Это очень плохо, ибо маленькая рыбка кормит множество видов.
С другой стороны, они могут быть уязвимы просто из-за того, что считаются стабильными и регуляторы с учёными уделяют им мало внимания.
Так или иначе, оба исследования говорят о том, что следует подойти к рыбной проблеме с более мощным научным аппаратом. «Почему бы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН не купить флот для изучения водных ресурсов в развивающихся странах? Это, безусловно, стоит того», — считает г-н Брэнч.