Кажется, рыба вовсе не обречена. Но это не значит, что мы можем расслабиться, ибо маленькие быстрорастущие рыбки вовсе не так безопасны, как мы думали.
Тревор Брэнч из Университета штата Вашингтон (США) и его коллеги сообщают, что этот прогноз чересчур пессимистичен, ибо он основан на объёме лова, а не на количестве рыбы в море.
Оценивать рыбные запасы напрямую, измеряя возраст и размер рыбы, очень дорого, поэтому используется косвенный метод: если улов снижается — значит, рыбы стало меньше. Очевидно, что связи здесь может и не быть; мало ли: ограничения на рыбалку, лукавая или ошибочная цифра, подорожание топлива...
Судя по отчётам, 68% мировых запасов рыбы либо подвергаются перелову, либо уменьшаются по другим причинам. В то же время только 28% запасов, которые удалось оценить непосредственным образом, испытывали трудности. Интересно, что вся изученная таким образом рыба находилась в числе той самой — со сниженным уловом.
Только не надо спешить радоваться. Большинство рыбных запасов уже упало ниже максимального устойчивого уровня или находится рядом с ним. А некоторые из них до сих пор подвергаются чрезмерному лову.
А вот ещё один повод для тревоги. Всегда считалось, что маленькие быстрорастущие рыбки, находящиеся внизу пищевой цепочки (например, анчоусы), менее восприимчивы к перелову, чем хищники, растущие медленно (например, треска). Недавнее исследование обнаружило, что всё ровным счётом наоборот. Это очень плохо, ибо маленькая рыбка кормит множество видов.
С другой стороны, они могут быть уязвимы просто из-за того, что считаются стабильными и регуляторы с учёными уделяют им мало внимания.
Так или иначе, оба исследования говорят о том, что следует подойти к рыбной проблеме с более мощным научным аппаратом. «Почему бы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН не купить флот для изучения водных ресурсов в развивающихся странах? Это, безусловно, стоит того», — считает г-н Брэнч.