Германские «друзья» из Люфтваффе обучались под Липецком

В предвоенные годы на местности СССР действовала скрытая авиационная школа и испытательный центр, где будущие неприятели совместно обучались летать. Истребитель Фоккер D XIII был самым всераспространенным самолетом в Липецкой авиашколе. В 1920-е — начале 1930-х годов в СССР действовала германская военная авиационная школа, в какой также проводились тесты новых типов германских боевых самолетов и вооружения

В предвоенные годы на местности СССР действовала скрытая авиационная школа и испытательный центр, где будущие неприятели совместно обучались летать. Истребитель Фоккер D XIII был самым всераспространенным самолетом в Липецкой авиашколе. В 1920-е — начале 1930-х годов в СССР действовала германская военная авиационная школа, в какой также проводились тесты новых типов германских боевых самолетов и вооружения. Существование этой организации было незаконным, потому что по условиям Версальского мирного контракта Германии было запрещено иметь и развивать военную авиацию. Но создание такового авиационного центра завлекало не только лишь германское военное управление, да и Русский Альянс: большевики желали перенять военный опыт и познакомиться с западной авиатехникой. Для этих целей русское правительство выделило аэродром на северо-западной окраине Липецка — на нем базировалось подразделение ВВС Красноватой Армии. До революции тут находился завод по сборке самолетов, а в 1918 году на липецком аэродроме расположили отряд многомоторных самолетов «Илья Муромец», которые использовались против войск Мамонтова и Шкуро, наступавших с юга на Москву. После окончания штатской войны в Липецке организовали высшую летную школу, но просуществовала она недолго: в 1924 году, освобождая место для германцев, её закрыли. Скоро после чего решение получило документальное оформление: 15 апреля 1925 года в Москве представители русских ВВС и Военного министерства Германии подписали контракт о разработке авиационной школы. В связи с тем, что в Липецке под управлением германских инструкторов должны были проходить подготовку не только лишь германские, да и русские летчики и авиамеханики, условия соглашения были очень благоприятны для германской стороны. За использование аэродромом и заводским помещением средства не брались, немцы оплачивали только сервис, горючее и строй работы. Начальником Липецкой авиашколы назначили майора Вальтера Штара (Walter Stahr, 1882–1948), в годы Первой мировой войны командовавшего отрядом истребителей на германско-французском фронте. Создание школы началось со строительства складов, ангаров, построек для германского персонала и ряда других помещений. Этими работами занималась строительная контора, которой управлял прошлый германский летчик-ас Эрнст Борман (Ernst Bormann, 1897–1960). Были сооружены две казармы, дом, несколько производственных помещений, телефонная станция. На облагораживание немцы выделили немалые по тем временам средства — в переводе на советскую валюту выше 2-ух миллионов золотых рублей. В июне 1925 года из германского порта Штеттин в Ленинград отправился пароход с упакованными в ящики пятьюдесятью истребителями Фоккер D XIII для Липецкой авиашколы, которые приобрели в Голландии типо для Аргентины. Тогда же из Германии в СССР направились 1-ые летчики-инструкторы (в большинстве это были личные знакомые Штара) и летчики-курсанты. Самолеты и другое оборудование перевозились как коммерческие грузы через специально сделанное акционерное общество «Метахим», а германские летчики направлялись в СССР под видом служащих личных компаний либо туристов, в штатской одежке, с паспортами на измышленное имя. В Липецке они прогуливались в штатской одежке либо носили советскую форму без символов различия. Германское авиационное подразделение в русских документах фигурировало под заглавием «4-й авиационный отряд 38-й авиаэскадрильи ВВС РККА», а германский персонал был зашифрован словом «друзья».

Сначало германская авиационная школа состояла из штабной группы, возглавляемой Штаром, и отдела подготовки летчиков-истребителей под управлением Карла Шёнебека (Carl-August von Schonebeck, 1898–1989), также известного летчика Первой мировой войны. Тренировки начались 15 июля 1925 года. Курс обучения летчика-истребителя был рассчитан на четыре недели насыщенных полетов, численность одной учебной группы составляла 6–7 человек. Летчики-инструкторы подбирались из числа более опытнейших германских пилотов времен первой мировой войны. В качестве обучаемых поначалу были бывшие военные летчики, проходившие переподготовку, потом стали приезжать новобранцы, прошедшие в Германии только исходный курс обучения на легких самолетах. Число летчиков и обслуживающего персонала в школе непреклонно росло. В 1925 году неизменный состав учебного центра насчитывал семь германцев и около 20 российских, а через пару лет он вырос приблизительно до двухсотен человек. К 1932 году численность авиашколы достигнула максимума — 303 человек, в том числе германцев — 43, русских военных летчиков — 26, русских рабочих, техников и служащих — 234. Германские летчики жили в Липецке в специально построенной для их казарме. Обычно, каждый имел свою комнату. Семейные офицеры снимали квартиры в городке. Позже для их неподалеку от аэродрома построили 3-этажный дом с коммунальными квартирами. Чтоб скрасить часы досуга, выстроили казино — комфортный древесный домик с садом. Правда, на первых порах не вышло без осложнений: при досмотре у прибывших в авиашколу сначала 1927 года германцев было конфисковано 50 колод карт и 20 комплектов игральных костей — такие предметы ввозить в СССР было нельзя. По мере расширения школы усложнялась и программка обучения. Не считая тренировочных полетов летчики упражнялись в стрельбе из пулеметов по конусам-мишеням, буксируемым за самолетом, проводились учебные бои истребителей, ночные полеты. На полигоне, выделенном германцам на северо-западе от городка, отрабатывалась техника бомбометания (в том числе — с пикирования) по древесным макетам, стрельба по наемным мишеням, проходили тесты новые типы прицелов. В 1932 году германские летчики провели бомбометание зажигательными бомбами по стоящей на воде старенькой барже. Не может быть колебаний, что в Германии, контролируемой властями Великобритании и Франции, такие упражнения могли быть полностью невозможны. Во время обучения полетам случались летные происшествия. Большая часть аварий происходило при посадке, на маленький скорости, потому обходилось без жертв. Но утраты все-же были. В 1930 году на высоте 3000 м столкнулись два германских самолета: одноместный истребитель и двухместный лазутчик. Летчики успели спастись на парашютах, но стрелок-наблюдатель Амлингер (Amlinger) не сумел покинуть самолет и умер. В 1931 году разбился при выполнении пилотажа поблизости земли обер-лейтенант Платц (Platz). На последующий год жертв было три: при столкновении в воздухе 2-ух машин погибли инструктор Больман (Bolmann) и ученик фон Тресков (von Treskow), а на одном из истребителей при пикировании в один момент отвалились крылья. Ещё одно столкновение самолетов в воздухе вышло летом 1933 года, незадолго до закрытия школы. Два истребителя D XIII, пилотируемые германскими летчиками, налетели друг на друга на высоте 700 м. Летчик 1-го из самолетов сразу выбросился с парашютом и благополучно приземлился, а 2-ой летчик замешкался и покинул самолет, когда до земли оставалось всего несколько 10-ов метров. Парашют не успел раскрыться…

 

Тела погибших высылали в Германию. Если о катастрофе становилось понятно прессе, дело представляли как летное происшествие на спортивном самолете. За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено либо переподготовлено 100 20 летчиков-истребителей (30 из их были участниками Первой мировой войны, ещё 20 — бывшими летчиками штатской авиации) для Германии. В период с 1927 по 1930 год было подготовлено также около сотки германских летчиков-наблюдателей — с 1931-го их обучение велось в Германии. Четкое число русских авиационных профессионалов, прошедших обучение под управлением германских инструкторов, установить не удается, но можно представить, что их было некординально меньше, чем германцев: понятно, к примеру, что в 1925–1929 годах подготовку в Липецкой авиашколе прошли 140 русских летчиков и 45 авиамехаников. Правда курс летного обучения был очень недолговременный, всего 8,5 летных часов — немцы предпочитали тренировать российских пилотов не по стандартной часовой программке, а по их летным возможностям. Подготовка военных летчиков была только одним из направлений деятельности рейхсвера в Липецке. В конце 1920-х годов при авиашколе начал работу центр по испытанию германских самолетов, незаконно построенных в Германии по заданиям Военного министерства. С 1930 года это направление стало доминирующим и авиашкола была переименована в опытную станцию по испытаниям. В 1928–1931 годы там было испытано около 20 типов германских самолетов — истребителей, разведчиков, бомбардировщиков (последние обычно прилетели в СССР под видом транспортных, а в мастерских Липецка на их установили бомбодержатели, прицелы и пулеметы). Так, в 1931 году в центре по испытаниям находились такие военные самолеты, как Хейнкель HD 38, HD 45, HD 46, Юнкерс, А 20/35, А 48, Арадо, А 64, Дорнье Do P. В будущем году там испытывали торпедоносец Хейнкель HD 59 и бомбовоз Дорнье Do 11а. Некие из этих самолетов остались экспериментальными, другие поступили позже на вооружение германской авиации. Не считая самолетов, на испытательной станции в Липецке проводилось исследование бомбардировочных прицелов, фотоаппаратуры для аэросъемки, авиационного стрелкового орудия, разных авиабомб, бортового радиооборудования, навигационных систем. Чтоб детальнее познакомиться германскими новинками, в Липецк направляли технических профессионалов из Москвы. В 1931 году их было восемь человек. Командир русской авиагруппы в Липецке А. М. Томсон докладывал: «Товарищи работают с огромным подъемом… „Друзья“ пробуют время от времени кое-что скрыть либо дать „парадные“ объяснения, что нас не удовлетворяет. Есть моменты, где они ссылаются на патенты завода и разлюбезно отказывают в даче снимков либо чертежей, время от времени предупреждая нас, что эти вещи уже нашими учреждениями куплены и скоро будут в Рф, и тут уже самим приходится ухищряться различными методами, что, естественно, тормозит работу». В 1933 году авиационная школа в Липецке была закрыта и германские военные спецы возвратились на родину. Формальной предпосылкой закрытия школы немцы называли необходимость экономии средств. Вправду, её содержание обходилось Рейхсверу дорого: каждогодние расходы на жилищное строительство, транспортировку самолетов и оборудования, приобретение горючего, оплату русскому персоналу и остальные подобные расходы составляли около 2 млн. марок в год. Но настоящая причина состояла в другом. Пользуясь беспечностью Запада, с начала 1930-х годов Германия все более интенсивно развивала вооруженные силы снутри страны и, в итоге, уже не было большой необходимости в содержании объектов Рейхсвера за рубежом. В летных школах Германии к этому времени готовилось от 300 до 500 летчиков раз в год — больше, чем за всегда существования «русской» авиашколы в Липецке. Испытание военной авиатехники все более открыто производилось снутри страны.

16 августа 1933 году на прощальном вечере в связи с закрытием авиашколы её новый управляющий Готлиб Мюллер (Gotlieb Muller, 1895–1945) выступил с речью. О произнес: «Следует выразить нашу благодарность стране, радушием которой мы воспользовались в течение восьми лет. В то время, когда все страны воинственно относились к Германии, СССР отдал нам возможность возобновить тут нашу летную деятельность. С готовностью всегда оказывать помощь, Красноватая Армия и, в особенности, Воздушный Флот, покровительствовали нашей работе». Сразу после отъезда германцев, на базе германской авиашколы была сотворена Высшая военно-техническая школа ВВС Красноватой Армии, позже перевоплощенная в летный центр по испытаниям боевых самолетов. Существование липецкой авиационной школы в определенной степени было полезно обеим сторонам, в особенности в исходный период её деятельности. Германия смогла приготовить там около двухсотен военных летчиков, некие из которых заняли позже принципиальные посты в Люфтваффе. Так, прошлый ассистент начальника липецкой авиашколы Костнер (Kostner) в 1930-е годы стал начальником 3-х строевых и 1-го опытнейшего отряда ВВС, выпускник Липецка Хайнц Ульбрихт (Heinz Ulbricht) работал начальником испытательного авиаотряда в Брауншвейге, а летчик-инструктор Иоганнесон (Johanneson) получил пост советника по вопросам авиации в Берлине. Посреди выпускников школы — будущие асы и высокопоставленные офицеры времен 2-ой мировой войны Ганс Ешонек (Hans Jeschonnek, 1899–1943), Ганс Шпайдель (Hans Speidel, 1897–1984), Курт Штудент (Kurt Arthur Benno Student, 1890–1978), шеф-пилот компании «Хейнкель» Герхардт Ничке (Gerhard Nitschke). В Липецке провели тесты новых боевых самолетов и систем вооружения, по этому у Германии имелась возможность развивать в критериях серьезных ограничений на военную авиацию собственный военно-технический потенциал. Русская сторона получила уникальную возможность знакомиться с новинками германского авиастроения на собственной местности и учить германский опыт боевого внедрения авиации. Одним из итогов этого явилось возникновение в 1934 году первого в СССР наставления по технике бомбометания. И все таки не стоит гиперболизировать роль липецкого центра в развитии военной авиации Германии и СССР. Главные военные программки обеих государств развивались независимо друг от друга. К 1932 году Германия смогла приготовить в незаконных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около 2-ух тыщ будущих пилотов люфтваффе. Главные самолеты германских ВВС были сделаны в Германии уже после закрытия «липецкой станции». Дмитрий Соболев, Телеграф «Вокруг Света»: Что еще поглядеть по данной теме... Флеш карта Западного фронта с 1914 до 1918 in Новая история Флеш карта Западного фронта с 1914 до 1918 Западный фронт - один из фронтов Первой мировой войны. Этот фронт обхватывал местность Бельгии, Люксембурга, Эльзаса, Лотарингии, рейнские провинции Германии, также северо-восток Франции. Протяжённость ... На Марс полетит самолет in Астрономия На Марс полетит самолет Будет "вынюхивать" метан в атмосфере Красноватой планетки. Марсианский самолет будет летать на высоте 1-2 километра ...

Похожие статьи: