Лангедокская колыбель альбигойской ереси

Лангедокская колыбель альбигойской лжи

Вал меж внутренней (слева) и наружной (справа) стенками Каркассона. Вовнутрь оплота туристы обычно попадают через Нарбоннские ворота XIII века — их красноватые башни отлично различимы на фото. Ворота являлись самой уязвимой точкой средневековых крепостей, потому эти башни были изготовлены необычно сильными. Толщина их стенок от 4 м в основании до 2,8 м наверху. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Подвиг Дамы Каракас

Современный Каркассон — совершенно маленький городок в провинции Лангедок-Руссильон (Languedoc-Roussillon), всего-то на 48 тыс.

обитателей. Первыми на этом месте основались вольски (Volques Tectosages) — одно из галльских (кельтских) племен Центральной Европы, которые и дали заглавие этому месту. Во II веке до нашей эпохи сюда пришли римляне, и еще Плиний Старший упоминал его в собственной «Естественной истории» как «Carcaso Volcarum Tectosage». В те времена Каркассон был заштатным оборонительным пт, но в IV–VI веках его существенно расширили и укрепили. Это было началом перевоплощения Каркассона-крепости в Каркассон-город. С V по VIII века он был оплотом вестготов, а в 725 году его захватили вторгнувшиеся с Пиренейского полуострова сарацины.

 

Ко времени войны христиан с сарацинами несколько легенд, в том числе и о происхождении наименования городка. Согласно ей, своим именованием Каркассон должен Даме Каркас — супруге Балаака, арабского наместника. Во время 1-го из собственных походов против мавров Карл Величавый (Carolus Magnus, Charlemagne, 747–814) подступил к стенкам Каркассона и взял его в осаду, длившейся 5 лет. К началу шестого года бойцы короля франков перебили практически весь гарнизон крепости, включая самого Балаака. Настал час проявить себя овдовевшей Даме Каркас. И она не стукнула в грязь лицом ни перед памятью собственного доблестного супруга, ни перед франкским владыкой. Поначалу она отдала приказ сделать чучела воинов и расставить их по стенкам для сотворения иллюзии боеспособности гарнизона. Для полного введения противника в заблуждение Дама Каркас отдала приказ тем немногим, кто остался в живых, переходить от чучела к чучелу и стрелять из арбалетов.

Потом, узнав, что из пищи в городке остались только свинья да мешок пшеницы, хитроумная дама отдала приказ накормить злосчастное животное зерном и запустила его, как метательный снаряд, в лагерь осаждавших (можно, правда, представить, что Каркас так распорядилась с продовольствием, так как была мусульманкой и свинину не ела). Животик свиньи от удара о землю прорвался, и оттуда высыпалась отборная пшеница. Франки опешили такому расточительству, пришли к выводу, что пищи в Каркассоне «завались» и сняли осаду.

Лангедокская колыбель альбигойской лжи

По наружной стенке Каркассона можно погулять, только необходимо быть усмотрительным — стенки достаточно узки и высоки, а ступени — круты и истерты многими поколениями рыцарей и туристов. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Правда, на этом история не завершилась. На радостях обитатели крепости принялись во все колокола городка. Отступающие франки услышали эти звуки, и оруженосец Карла Величавого типо произнес королю: «Carcas sonne!» («Каркас звонит!»). Но повелитель только махнул рукою — так и появилось заглавие городка.

В действительности история имела другой конец: город был взят еще папой Карла Величавого Пипином Маленьким (Pippinus Brevis, Pépin le Bref, 714–768) в 752 году, а вся история мусульманского владычества тут продолжалась чуток более 25 лет и была наименее драматичной, чем ее живописуют легенды. Что все-таки касается более поздней истории городка, то и в ней мы находим воистину трагические действия, к тому же существенно лучше подтвержденные документально. Речь, сначала, идет, естественно, о катарах.

«Чистые» еретики

Катары (от греческого слова katharos — «чистый») исповедовали одно из самых увлекательных еретических учений, вокруг которого до сего времени идут научные, как, вобщем, и ненаучные споры. Другое, более известное именование секты — альбигойцы. Оно происходит от наименования размещенного недалеко от Каркассона городка Альби. В 1165 году в одном из замков в округах Альби состоялся большой религиозный диспут меж католиками и катарами. Как говорят хроники, одолели в этом диспуте катары, что много послужило для укрепления авторитета их секты и завлекло новых последователей.

По одной из версий, учение катаров появилось под воздействием ближневосточных религий, которые могли просочиться сюда с негоциантами либо крестоносцами, возвращавшимися из Святой Земли. В нем вправду можно отыскать отголоски манихейства и зороастризма. Катары считали, что настоящий бог — творец невидимого, духовного мира. А тот вещественный мир, в каком мы живем, был создан богом-неумехой, дьяволом. Отсюда делался вывод о том, что церковная церковь служит дьяволу. Катары призывали от нее отречься, называя «великой блудницей» и «синагогой сатаны». Логично, что альбигойцы получили широкую поддержку от феодалов, недовольных усилением воздействия епископов и римского папы.

Катары также осуждали институт семьи и рождение малышей вообщем, так как для их плотских грех так и оставался плотским грехом, не принципиально был ли он совершен в браке либо нет, опровергали личную собственность и выступали за всеобщую трудовую повинность. Не считая того, альбигойцы отторгали все церковные ритуалы, практикуя особенное таинство «утешения» — consolamentum. Оно сразу делало функции и крещения, и причащения, и соборования. Но основным его различием от таинств церковной церкви было отвержение идеи Преосуществления — перевоплощения хлеба и вина в плоть и кровь Христову (ведь для катаров Христос, как настоящий Бог, был нематериален).

Лангедокская колыбель альбигойской лжи

Войска Симона де Монфора изгоняют оставшихся в живых обитателей Каркассона. Симон де Монфор участвовал в 3-ем и четвертом крестовом походах, где зарекомендовал себя как доблестный вояка. Правда, его доблесть была настолько же велика, сколь и его беспощадность, что проявилось полностью во время Альбигойских войн. В 1213 году ему удалось разбить войска Раймона Тулузского. В 1218 году Симон де Монфор умер при осаде Тулузы: в него попал камень из баллисты

Равномерно учение катар распространилась на весь юг Франции. Папа римский Иннокентий III (Innocens III, 1161–1216) неудачно призывал их покаяться и возвратиться в лоно церкви. В 1208 году фаворит движения граф Раймон VI Тулузский (Raymond VI de Toulouse, 1156–1222) повстречался в Сен-Жилле (Saint-Gilles) с папским легатом Пьером де Кастельно (Pierre de Castelnau, разум. 1208 ). Переговоры стремительно перебежали в перебранку и стороны расстались ни с чем. А на утро папского посланника отыскали мертвым.

Эта погибель стала удачным предлогом, чтоб в будущем году Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров. В историю он вошел под заглавием Альбигойских войн (1209–1229).

Альбигойский крестовый поход

В кампании участвовало около 500 тыс. крестоносцев — огромная армия по тем временам. Они огнем и клинком прошлись по югу Франции, при этом пострадали не только лишь катары, да и добропорядочные католики, которым не подфартило жить с отступниками в одних краях — карателям было недосуг разбираться, кого казнить. Конкретно к тем событиям относится именитая фраза аббата Арно Амори (Arnaud Amaury разум.1225): «Режьте всех, Господь отличит своих».

В 1209 году крестоносцы под командованием Симона де Монфора (Simon IV de Montfort, 1165–1218) подошли к Каркассону. Предложение о сдаче, адресованное сеньору городка виконту Раймону-Роже Транкавелю (Raimond-Roger Trencavel, 1185–1209), было отвергнуто. Но город не выдержал осады, которая продолжалась всего две недели — кончилась питьевая вода. Большая часть защитников перебили, а сам виконт попал в плен и скоро погиб в заточении. Тех, кто не пожелал отрешиться от собственной веры, ожидал костер. Немногим удалось разбежаться, но когда через пару лет они возвратились в родные места, им воспретили селиться в крепости. Пришлось основаться у её подножия — так у Каркассона появился Нижний город.

Что касается Альбигойских войн, то после взятия Каркассона они неистовствовали ещё пару лет. Активная фаза закончилась только после падения в 1244 году замка Монсегюр (Montségur), бывшего в то время столицей катаров. С историей Монсегюра связана одна из самых сумрачных страничек альбигойского похода. Командовавший обороной Пьер-Роже де Мирепуа (Pierre-Roger de Mirepoix, разум. 1244) предложил осаждавшим 15-дневное перемирие перед конечной сдачей. Это время было потрачено на обсуждение катарами, понимавшими бессмысленность сопротивления, собственной судьбы. Решение было ужасным — 250 осажденных, посреди которых были дамы, старики и малыши, покончили жизнь самосожжением на большом костре. Это место до сего времени носит заглавие «Поле сожженных». Но, как пишут хронисты, обитатели Монсегюра шли к костру со светлыми лицами — огнь был их последним, самым реальным «утешением», самым реальным приобщением к настоящему Богу. Они были твердо убеждены, что через некое время Всевышний воспримет их к для себя навечно.

Ложь альбигойцев оказалась довольно жизнестойкой — церковь боролась с ней ещё 100 лет после окончания крестового похода. Считается, что символическая точка в данном деле была поставлена в 1323 году. Тогда экзекуция спалила головного катарского проповедника Гийома Белибаста (Guillaume Bélibaste, 1280–1323). Правда, некие положения из учения катаров, в особенности отрицание церкви, были применены Яном Гусом (Jan Hus, 1369–1415) и Мартином Лютером (Martin Luther, 1483–1546), и легли в базу Реформации XVI века. В общем, если гласить высочайшим штилем, учение катар пережило века. И Каркассон, слава богу, тоже, хотя с того времени его пару раз перестраивался.

Мирный Каркассон

Верхний, либо Старенькый, город в Каркассоне размещен на холмике над рекой Од. Его именуют обычно «Сите». Он опоясан целыми 2-мя крепостными стенками общей протяженностью три километра, которые крепят 52 башни. Он-то и был очевидцем всех перипетий истории. А под холмиком разливается Нижний город.

Лангедокская колыбель альбигойской лжи

Внутренне место крепости устроено по всем правилам фортификации Средневековья. Многоярусные стенки вокруг маленьких двориков, образованных постройками, давали лучникам осажденных прицельно расстреливать неприятеля, прорвавшегося за городские укрепления. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Внутренняя стенка Сите более ранешняя. В главном она была построена в XII веке. Потом, когда Каркассон отобрали у катаров, её не раз перестраивали. Но в ней до сего времени можно отыскать следы галло-римской кладки — в те времена крепость была построена из маленьких камешков, перемежаемых кирпичными поясами.

Внешнюю же стенку Сите средневековым французам пришлось строить на чистом месте, уже без «помощи» галлов и римлян. Вышло это после победы над катарами, когда Каркассон стал центром 1-го из сенешальств (местности, управляемой царским наместником). Эта стенка не в последнюю очередь служила для обороны от обитателей Нижнего городка, которые далековато не всегда одобряли политику короля.

По начальному плану меж 2-мя крепостными стенками Сите был сухой ров. Позже его засыпали валом. Когда крепость растеряла свое значение и пришла в запустение, тут обустроили свои лачуги бедняки, пока посреди XIX века власти городка не произвели реставрацию оплота. Сейчас здесь разбит бульвар, по которому гуляют туристы.

Современное Средневековье

Снутри стенок верхней оплота шумит реальный средневековый город с его лавками и одетыми в древние одежки городскими жителями. Все эти горожане издавна работают в сфере обслуживания туристов, а лавки ведут торговлю или сувенирами, или превращены в ресторанчики. Кстати, местные торговцы неназойливы и силком в лавки не затаскивают. При известном напряжении фантазии можно, побродив посреди малеханьких домиков, представить, как все это смотрелось во времена катаров. Тем паче, что поменялось вправду малость — даже авто здесь не ездят.

Во время прогулки, если не очень отвлекаться на магазины и пищу, можно набрести на музей инквизиции. Это, естественно, чисто туристский аттракцион. На обозрение выставлены хорошие копии средневековых орудий пыток — испанского сапога, дыбы, гильотины (которая вообщем была придумана исключительно в годы Величавой Французской революции), кресел и стульев с шипами. А персонал наряжен в палачей и инквизиторов, очень схожих на ку-клукс-клановцев.

Меня же больше заинтриговал реальный дом инквизиторов — он совершенно незаметно скрывается посреди собственных более юных и нахальных соседей. Это реальная постройка XIII века, и тут вправду с 1233 года располагался инквизиционный трибунал — означает, катаров, иных еретиков и ведьм судили конкретно под этой крышей. До XIX века дом был соединен особым ходом с Башней Правосудия, где хранился архив инквизиторов — власти сделали все, чтоб у блюстителей чистоты веры, не слишком-то фаворитных посреди городских жителей, была возможность реже появляться на улице

Лангедокская колыбель альбигойской лжи

В глубине Старенького городка Каркассона скрывается графский замок XII века. Он — очевидец кровавой борьбы с катарами 700-летней давности, ну и просто романтичное место, где обожают резвиться французские школьники, приезжающие сюда на свои неотклонимые экскурсии. С восточной стороны в замок ведет каменный мост, на которых можно попасть, только купив входной билет. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Другая достопримечательность — средневековый пересохший колодец. Когда-то в оплота Каркассона было два 10-ка колодцев, но до наших дней дошло всего несколько, а в свободном доступе только один — зато, как говорят, самый старый. С ним, конечно, связано несколько легенд. К примеру, говорят, что во времена нашествия Атиллы (Atilla, разум. 452) визиготы упрятали тут сокровища Храма Соломона. Колодец пару раз кропотливо обыскивали, но неудачно. На данный момент он заходит во все туристские маршруты. Туристы обступают его (кстати, стены колодца еще более новые — всего-то XIV век) и заглядывают вовнутрь, как будто в надежде узреть соломоново золото. Сокровище пока никто не отыскал, быстрее напротив — в колодец все кидают евроценты и просто центы. Через пару веков, глядишь, вправду накопится внушительная сумма.

Но больше всего в Древнем городке впечатляет увенчанная горгульями базилика Святого Назария и Святого Цельса (Saint-Nazaire et Saint-Celse Basillica). Она была построена в X–XI веках на фундаменте, оставшемся от времен Каролингов. 12 июня 1096 года базилика была освящена самим отцом Урбаном II (Urban II, 1042–1099). Вобщем, с тех времен сохранилось малое — крипта и несколько колонн со скульптурными рельефами. Неф с шестью просветами датируется XII веком, а алтарная часть — XIII. Вовнутрь базилики стоит заглянуть — там есть красивые витражи, орган, усыпальницы и бессчетные скульптуры.

И, в конце концов, в глубине средневекового городка прячется ещё одна крепостная стенка. Это феодальный замок рода Транкавелей, построенный в XII веке. Позже замок, естественно, перестраивался и до нас дошел в виде, отличном от начального. Зато некие его постройки основаны на древнеримских фундаментах I века до нашей эпохи.

Снутри графского замка — прекрасные башенки, стенки и двор, скрытые переходы и маленький музей, тоже достаточно любознательный. Тут экспонируются надгробия с рыцарских захоронений, горгульи и даже средневековые дорожные распятия. Кстати, чтоб попасть вовнутрь замка, необходимо приобрести билет, тогда как в саму крепость вход бесплатный.

Несколько любознательных достопримечательностей есть и в Нижнем городке, в который туристы попадают по громоздкому Старенькому мосту (Pont Vieux) XIV века. Расцвет Нижнего городка пришелся на XVII–XVIII века, когда Старенькый город уже пришел в запустение.

К XVII–XVIII векам относятся несколько строений в Нижнем городке, к примеру, иезуитские часовня и институт. Но есть и поболее древнейшие — рынок, в центре которого когда-то стоял «позорный столб», трибунал сенешальства, несколько прекрасных личных коттеджей. А главное — собор Святого Миши (Cathédrale Saint-Michel), построенный по распоряжению Короля-Солнца Людовика XIV (Louis XIV le Grand, 1638–1715). Конкретно ему уступила почтенное звание собора базилика из Старенького городка.

Лангедокская колыбель альбигойской лжи

Оплот Каркассона очень живописно смотрится на фоне Нижнего городка, показавшегося еще позднее — после Альбигойских войн. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов aka ponaehal

В Каркассоне снимались киноленты «Робин Гуд» («Robin Hood: Prince of Thieves», 1991) с Кевином Костнером (Kevin Costner) и «Жанна д’Арк» («The Story of Joan of Arc», 1999) Лючка Бессона (Luc Besson). Его образом вдохновлялся Уолт Дисней (Walt Disney, 1901–1966), рисуя сказочные мульты. Кстати, и заглавие известной настольной игры «Карскассон» тоже появилось неслучайно, есть версии, что она происходит из этих краев.

Во время Первой мировой войны в Каркассоне содержались германские пленные офицеры, а во Вторую мировую тут находился германский штаб. Так, отреставрированный Каркассон пробует возвратиться в огромную историю.

Дмитрий Виноградов

Похожие статьи: