Новые "амазонки" всегда находятся в поисках еды, длительно не задерживаясь на одном месте. Если и строят жилья, то временные. А поклоняются раковинам головоногих моллюсков, которые почитают за камешки духов
Фото: Олег Алиев
Олег Алиев в поисках одичавших дам, вооруженных луками, не расставался с автоматической винтовкой
Фото: Олег Алиев
Фото: Олег Алиев
В собственной очередной экспедиции на полуостров Новенькая Гвинея я возлагал надежды отыскать племя дам, живущих без парней: для меня это уже 4-ая попытка. Экспедиции предшествовала кропотливая и тщательная подготовка. Я желал отыскать доказательство слухам и рассказам папуасов «о новых амазонках», находил реальные подтверждения их существования в библиотеках многих государств и архиве Российского географического общества, который является наилучшим и наикрупнейшим в Европе. Встречался с учеными, которые не подтверждали их существование, да и не опровергали. Пусть кажется странноватым, что я, человек XXI века, проживший на этом полуострове 13 лет, верю в такие сказки. Но экспедиция, которая была организована для поиска амазонок, обосновала, что не все сказки — ересь.Ищи-свищи
Мокроватый горячий вечер. Участники нашей экспедиции находятся в самом сердечко острова — в деревне племени нгалум. Власти разрешили нам пересечь страну, хотя и отнеслись к нашей идее отыскать амазонок как к бредовой — по последней мере, бюрократы утверждали, что ничего не слышали о существовании «диких женщин». А если они, дескать, и были, то остались в прошедшем.
И вот мы сидим и слушаем песню папуасов, которую в прежние времена они как будто распевали перед тем, как выпечь «длинную свинью» — так называли тело убитого неприятеля. Вдруг поющие вскакивают, встают в одну шеренгу и начинают танец: захватывающий ритм отбивают ногами по специально уложенным жердям, заменяющим в хижине пол. Все строение движется в такт и, кажется, вот-вот развалится. Но на 2-ой половине хижины посиживают и расслабленно взирают на происходящее дамы и малыши, за которыми пристроились мы.
Танцующие изображают не просто замудренные телодвижения, они исполняют так именуемый танец погибели, предыдущий бою либо нападению на соседнюю деревню — в руках танцующих луки и каменные топорики.
Ритуальный танец может продолжаться без остановки двое суток, равномерно вгоняя в транс участвующих в нем людей. Их глаза повсевременно устремлены на горящий посредине хижины очаг. Этот «марафон» имеет и практическое значение. Он отсеивает тех, кто слаб, кто не сумеет достойно противостоять противнику. Таких оставляют в деревне. Нам демонстрируют на 1-го не участвующего в танце красочного старика — его кожа покрыта рубцами, в носовой перегородке огромное отверстие, в ухо вставлена раковина. Он ритмично покачивается в такт мелодии, подняв сжатый кулак, будто бы держит в нем копье. По утверждению всей деревни, только он в юности встречался с интересующими меня «дикими женщинами». Вопрос об этих таинственных дикарках немедля привел его в возбуждение, но он не осознавал, для чего белоснежные интересуются этими дамами. Стали разъяснять, что сделали длиннющий путь, чтоб познакомиться с ними и их обычаями. Речь произвела на него и других присутствующих стариков необходимое воспоминание. Они некое время совещаются. В конце концов они разрешают нам пересечь земли народа нгалум, в выручку даже дают надежных проводников, с которыми будем находить амазонок. Молвят, как будто они только время от времени выходят к другим племенам, но исчезают практически так же в один момент, как и возникают. Дамы из тропических зарослей повсевременно передвигаются по большой местности в поиске еды и новых мест для охоты, никогда длительно не задерживаясь на одном месте. Они как будто сознательно избегают оседлости и излишних контактов со смешанными племенами. Получится ли нам выйти на их след?
Фото: Олег Алиев
Они появились
Шел уже 2-ой месяц поисков. Все безрезультативно. Мы утратили всякую надежду отыскать «амазонок» Новейшей Гвинеи и подшучиваем над проводниками: «Не спите сейчас ночкой, а то дамы утащат вас в собственный лагерь, и что тогда вы скажете супругам и всем остальным о том, как попали в плен?» Они в ответ угрюмо говорят, демонстрируя на единственную даму в нашей группе: «Хорошо, что она с нами. Когда мужчины идут на охоту либо войну, то никогда не берут с собой дам. Если те, кого мы ищем, увидят отряд вооруженных парней, то ужаснутся нас и спрячутся. А если увидят, что с нами женщина, не станут страшиться и усвоют, что мы пришли как друзья». Тяжело допустить даже идея, что дикарки могут поруха на нас, хотя они наверное вооружены луками и копьями, но кто знает, что они в состоянии сделать со ужасу.
В один из вечеров останавливаемся на ночлег, бросаем вещи, осматриваемся. Вдруг замечаем в кустиках, приблизительно метрах в 20 от нас, 2-ух дам. Они стоят, натянув луки, и глядят на нас, не мигая. Наши провожатые взволнованно начинают переговариваться с ними на каком-то непонятном диалекте. Пару минут переговоров, но стрелы как и раньше нацелены в нашу сторону. В конце концов одна из дикарок опускает лук, раздается гортанный вопль, и из зарослей выходят еще несколько дам. Они окружают участницу нашей экспедиции, трогают ее светлые волосы, проводят пальцами по белоснежной коже лица, повторяя только одно слово: «Мамааа» (на местном наречии означает «мама»). Похоже, других слов они просто не знают. И после чего, проявив не достаточно энтузиазма ко всем остальным, как ни в чем же не бывало удалились в лес. Пуститься за ними вдогонку? В ночи? Как-то попробовать удержать? Честно признаюсь, поразмыслил тогда, что больше мы их так и не увидим.
Камешки духов
Но на последующее утро нас ожидал сюрприз — они пришли опять. К нашему лагерю близко не подходят, наблюдают со стороны. Мы кладем на видном месте подарки для их — табак, ножики, несколько топоров. Отходим, делаем вид, что совсем ими не интересуемся. Через какое-то время дары перебегают в руки дикарок, а на том же месте возникает мясо убитой птицы. Это значит, что наши подарки приглянулись. Скоро дикарки решают выйти к нам. Они все курчавые, не очень огромного роста, прочно сложенные, одеты исключительно в юбки из высушенной травки. Высшую часть тела и лицо они обмазывают глиной, таким методом спасаясь от солнца и насекомых.
Знаками нас приглашают пойти за ними. Оказывается, они решили показать нам свою стоянку. Вся группа — а это 8 человек — отыскала временное пристанище в маленький пещере, к которой пристроен слабый навес из пальмовых листьев. Нас угощают корнями какого-то растения, испеченными в золе. Я в ответ сыплю в открытые ладошки дам соль, которую, как пояснили провожатые, тут считают наибольшим лакомством.
Присматриваемся к нашим новым знакомым. Управляет группой не самая старшая, а быстрее самая крепкая женщина. Нас опять зовут пойти куда-то за собой. Идем совместно по тропе. Вдруг дикарки останавливаются, наотрез отказываясь идти далее. Один из проводников с горем напополам узнает, что далее может идти только «старшая», она же играет роль некоторой шаманки: дальше по тропе находится святилище, а в нем камешки духов. Чужим туда вообще-то нельзя, но за вознаграждение нам готовы показать священное место. Подходим и лицезреем яму, вырытую под деревьями, в какой лежит куча темных камешков, напоминающих закаменевших улиток. Хранительница, как объяснил проводник, утверждала, что это «камни дьявола», в каких типо заключены злые духи, и если им не приносить жертвы, то они нашлют заболевания. Наши провожатые вправду были не на шуточку испуганы тем, что оказались в таком месте. Видно было, что для их это истинное потрясение. Я же, заинтригованный, вечерком тайком возвратился к святилищу и взял один из камешков. Позже, уже в Москве, в Муниципальном геологическом музее имени В. И. Вернадского спецы мне растолковали, что это раковины головоногих моллюсков аммонитов, относящихся к девонскому периоду, им примерно 350 миллионов лет...
Бабье королевство
Некоторое количество дней проведя плечо о плечо с дикарками, мы смогли кое-что осознать о том, как устроена их жизнь. Видимо, ранее женское племя было многочисленнее, но томные условия существования, заболевания делали и продолжают делать свое дело. Посреди дикарок не было дам в возрасте. Но состав племени не всегда был таким, ну и вообщем оно как-то должно было пополняться. Но как конкретно? Некие подробности мы смогли узнать. Достигнув возраста созревания, женщина из тропических зарослей приходит в деревню папуасов и строит хижину недалеко. Ночами ее посещают мужчины (как правило это юные люди, не имеющие семьи). При первых признаках беременности дикарка ворачивается назад в тропические заросли. Бывает, что мужик силой пробует бросить в деревне приглянувшуюся амазонку, но такие истории обычно завершаются побегом девицы. Родившихся девченок дикарки оставляют для себя, а мальчишек через несколько месяцев относят в деревню отца. Правда, один варварский обычай у этих дам типо все таки существует: если родилась двойня девченок, принято убивать ту, которая появилась на свет последней. Считается, что рождать 2-ух девченок противоестественно. 2-ой ребенок как будто одержим злым духом и обязательно станет преследовать первенца.
Но что все-таки могло побудить дам жить раздельно? Это реальная загадка. Возможно, предпосылки могут лежат в самом устройстве папуасского общества. В нем полновластный владелец — мужик. Мужчины проводят огромную часть времени на охоте либо в мужских домах, куда дамам вход строго запрещен. Ну и живут представители различного пола раздельно: мужчины с отпрысками в собственных хижинах, а дамы с дочерьми — в собственных. В то же время дама тут измеряло престижа и богатства: чем больше жен, тем больше почтения. Но мужик в состоянии сделать со собственной супругой все, что угодно, даже уничтожить за измену. В почти всех племенах супруга, не имеющая малышей, ворачивается родителям. Может быть, такое отношение и толкнуло нескольких отчаянных дам жить раздельно? Когда это вышло, трудно сказать. От представителей местных племен мы ясности не достигнули: они утверждали только, что это вышло достаточно издавна, несколько веков вспять. Не берусь поручиться, что в последующих экспедициях нам либо тем, кто пойдет по моим стопам, повезет опять повстречаться с этим племенем. А если и повезет, то не факт, что эти грозные дамы настолько же благорасположенно отнесутся к чужеземцам, как отнеслись они к нам.
Новенькая Гвинея — Москва
Олег Алиев
известный российский путешественник
Сестры по истории
На тропе войны
Что вообщем мы знаем о женщинах-воительницах? История сохранила много фактов о их. В древнеиндийском эпосе написано, что женская гвардия охраняла короля Ашоку. О воинственных женщинах упоминает историк Диодор Сицилийский. Амазонкам приписывают роль в Троянской войне. Возникновение их под стенками Афин связано с Тесеем. Его имя окружено легендой, но ведь конкретно о нем пишет Плутарх и ставит его в один ряд с Юлием Цезарем. Тесей прославился тем, что плавал к берегам Темного моря, где типо и похитил королеву амазонок — Антиопу. В отместку ее подданные осадили Афины. Огромное количество туристов сейчас приезжают в Грецию и могут узреть на левой стороне Парфенона барельефы, изображающие вооруженных всадниц. Не только лишь Плутарх, да и Страбон писал о кавказских амазонках. Самые ловкие и сильные из их посвящали себя войне. Чтоб без помех кидать копье либо натягивать лук, они выжигали для себя одну грудь.
Много рассказов о женщинах-воинах пришло из Нового Света. Видимо, когда была открыта Южная Америка, могуществу амазонок пришел конец. Но мемуары конкистадоров и первых путников изобилуют сведениями о их. Колумб упоминает о таких женщинах. Эрнандо Кортес, отправляясь завоевывать Мексику, намеревался разыскать королевство матриархата. Вообщем поиск амазонок составил целую главу в истории покорения Америки. В конце концов, Франсиско де Орельяна, открывший величайшую реку мира, докладывает о встрече с племенем воительниц и именует ее в их честь Амазонкой.
Но имеются свидетельства не только лишь старых создателей. Еще в конце XIX века в Дагомее (Африка) опору царского трона составляла женская гвардия. 10 отборных полков внушали подабающее почтение подданным короля и всем соседям. Кстати, французские войска в течение 4 лет не могли захватить Дагомею, встретив гневное сопротивление африканских амазонок.
Представления
Дмитрий Кузнецов, кандидат исторических наук, путник:
Амазонки, либо лесные дамы, есть, но прячутся от всех непопросту. Быть одичавшими и брутальными их вынуждают происшествия. Им приходится скрываться не только лишь от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, да и от таких же одичавших, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Дамы в этих местах — величайшее достояние и ценность, из-за их идут неизменные войны меж племенами, и захватить амазонок силой при способности не откажется ни один уважающий себя мужик. Приходится защищаться и таиться.
Сергей Рубцов, палеоантрополог:
Если эта группа дам вправду жила в тропических зарослях, то, вероятнее всего, это пережиток прошедшего. В XXI веке существование новых амазонок навряд ли продлится, так как цивилизация наступает даже на нетронутые леса Новейшей Гвинеи. Туземцев остается меньше, и дикарки просто обязаны будут, чтоб продолжить существование, выйти к людям и остаться с ними.