А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной метод церковников привлечь к для себя внимание за счет канонизации самого пользующегося популярностью старого русича? Журнальчик "Фома" обратился к историкам и докторам, принимавшим роль в уникальном научном исследовании мощей в Ккево-Печерской лавре.
В XIX веке историки считали Илью Муромца сказочным героем Предпосылки были весомыми: его имя не упоминается в древнерусских летописях, а в неких былинах он именуется "казаком", время от времени даже "донским казаком", что делает такие былины реальными притчами - ведь былинный Илья жил на Киевщине (!) в XII (!) веке.Но в прошедшем веке образ Ильи оказался более нужным: в одной из былин богатырь ссорится с киевским князем, и потому русские историки усмотрели в этом подтверждение исконной борьбы угнетаемого класса против господ. В итоге появился кинофильм "Илья Муромец", который от реального портрета старого русича далек так же, как и "Иван Суровый" Эйзенштейна от исторического Иоанна IV.
Дискуссии о том, существовал ли Илья по сути, могли бы длиться еще очень длительно, если б не исследования, проведенные в 1989-1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры посреди более чем сотен мощей старых святых покоятся и останки некоторого "Ильи из града Мурома". Конкретно эти останки, совместно с десятками других, были изучены группой ученых.
"Исследования проводились три года, и они были всеохватывающими. В их учавствовали ученые различных специальностей. Были сотрудники Киевского мед института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Очевидно, участвовали и сотрудники Института геологии Академии, и конкретно в этом институте проводилось исследование по датированию останков", - ведает доктор Борис Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, сейчас заведующий кафедрой судебной медицины Государственного мед института имени А. А. Богомольца. Одной из основных научных сенсаций стали итоги исследования останков Ильи Муромца.
Предоставим слово Борису Валентиновичу: "Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, другими словами рост, -177 см. Для того периода времени это был человек высочайшего роста, ведь основная масса населения была ниже. К примеру, рост других святых из лавры -160- 165 см. Дальше - на костях у мумии прекрасно развиты так именуемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мускулы, тем больше у него будут эти бугристости. Другими словами у него была отлично развита мышечная система. Не считая того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены конфигурации в отделе мозга, именуемом "турецкое седло". Эти конфигурации, соответствующие для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют диспропорционально огромные части тела. Во все времена есть люди с таковой симптоматикой, про их молвят - "косая сажень в плечах", по-украински их именуют «кремезні». У их огромные конечности, большая голова, другими словами богатырский вид. Совпадает внешний облик с описанием из былин? Естественно!
Смотрим далее. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, позже пришли какие-то калики перехожие, которые его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно же рентгенологическим исследованиям, у него было специфичное болезнь - спондилоартроз.
В описании рентгенологов обозначено: "уплощение тела 5-ого поясничного позвонка, наличие остеофитов на грудных и поясничных позвонках, также дугообразные соединения отростков 5-ого и 4-ого поясничных позвонков позволяют утверждать, что при жизни этот человек мучился спондилоартрозом". По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность. В течение какого-то промежутка времени человек не двигается либо отчасти не двигается. 33 года, о которых говорится в былинах, - вероятнее всего, гипербола. Но то, что он какое-то время он не двигался, - это точно. А позже пришли эти деды, судя по всему - костоправы. Тогда и он поднялся. В наше время такие заболевания вылечивают массажами, расслабляющими процедурами, но неплохой костоправ может вправить позвонки и даже вылечить человека.
И очередной аргумент - это возраст захоронения, датирующийся XI либо XII веком. С учетом всех этих характеристик мы полностью можем считать, что эти мощи вправду принадлежат Илье Муромцу".
Доктор Михайличенко вспоминает, что сам процесс исследования произвел на него тогда неизменное воспоминание: "Это был уникальный научный материал, никому не приходилось работать с схожим. Не считая того, всегда числилось, что эти мощи - фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях". Другой принципиальной особенностью исследовательских работ он именует слаженную работу коллектива ученых: "Мы приходили в лавру дважды в неделю. Работалось совсем не сложно и с одушевлением, можно даже сказать с наслаждением", - вспоминает он.
- Думаю, что лаврские монахи произнесли бы, что Печерские святые помогают вам в этом исследовании своими молитвами, - замечаю я Борису Михайловичу.
- Может быть, - отвечает он.
Но даже если научно подтверждено, что данные останки из лавры принадлежат старому русскому вояке, откуда мы знаем, что это конкретно былинный Илья Муромец? И даже если это он, то, может, Церковь просто использовала популярность этого народного героя, чтоб прирастить свой авторитет?
Исходя из убеждений науки основным аргументом сначала являются исторические упоминания о том, что в Печерском монастыре хранятся мощи Ильи Муромца. 1-ые такие свидетельства относятся к рубежу XVI-XV1I веков. Так, в изданной в 1638 году книжке инока Афанасия Кальнофойского "Тератургима" посреди святых Печерской обители упоминается "святой монах Илья, которого зря народ обычный Чоботком зовет", А в путном дневнике германского дипломата Эриха Лясоты, который в 1594 году посещал Киев, встречаем два других увлекательных замечания. Одно - о Софийском соборе: "С наружной стороны церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был авторитетный герой, либо, как молвят, богатырь. Говорят о нем много басен. Гробница эта сейчас разрушена".
Другое - о мощах в подземельях Печерского монастыря: "Есть также один гигант либо богатырь, именуемый Чоботка. Молвят, что на него напало в один прекрасный момент много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И потому что второпях он не мог схватить никакого другого орудия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им победил всех, от чего и получил такое прозвище". Любопытно, что "реального гиганта" лицезрел в той же пещере 10 годами ранее Лясоты негоциант Мартин Груневег... Причину, по которой, в отличие от Лясоты, инок Афанасий опровергает тождество Ильи и Чоботка, историки лицезреют или в неурядице у самого Лясоты, или в вероятном перенесении мощей богатыря из Софийского собора в Печерский монастырь.
"Огромное количество старых рукописей утрачено, а XVII век, когда в Украине начало бурно развиваться книгопечатание, - это типичный предел. Некие исторические эпизоды, не дошедшие до нас в рукописях, числятся достоверными, хотя известны из печатных книжек XVII века", - гласит историк Владислав Дятлов, создатель нескольких книжек о православных святынях Украины, заведующий отделом "Киев подземный" Музея истории Киева. По его воззрению, книжки этого периода являются в особенности ценными для исследования истории Печерского монастыря, где при пожаре 1718 года была утрачена огромная библиотека.
В более поздние времена упоминания о мощах богатыря Ильи в киевских пещерах встречаются все почаще. И одно из их - обширно известное и нередко цитируемое в церковно-исторической литературе свидетельство столичного священника-старообрядца Иоанна Лукьянова, оставленное в 1701 году: "Здесь же видехом храбраго вояки Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко сегодняшних больших людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке".
Но если испытать составить полную картину жизни богатыря по былинам, то время от времени тяжело отличить правду от вымысла. "В былинах об Илье, отмечает Дятлов, - два исторических лица соединились в одно - это киевский князь Владимир Красноватое Солнышко и живший через столетие после него князь Владимир Мономах. Все-же былины - это народный эпос, где реальные эпизоды со временем зарастают вымыслом". То же самое гласит и архимандрит Нестор (Соменок), доктор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Церковно-исторического общества имени преподобного Нестора Летописца: "Поначалу была традиция почитания, позже народные былины и литературный вымысел. Люд всегда желает иметь героев".
Историк XIX века В. Ф. Миллер, к примеру, подразумевал, что Соловей-разбойник был обычным бандитом, получившим свою кличку за умение отлично свистеть, и только народный эпос присваивает его свисту силу урагана. Тот же историк приводит разъяснение необычному эпизоду в неких былинах о богатыре: когда Илья, разгневавшись на князя, типо стреляет по церковным куполам. Миллер уделяет свое внимание на то, что во время осады Новгорода в XII веке один из князей, стреляя в осажденный город, попал в икону. Стрелявший назван в летописи "Муромцем", другими словами родом из городка Мурома. Из этого ученый подразумевает, что однообразное прозвище перебежало из летописей в народные сказания о старом богатыре. Современные же историки считают, что конкретно этот эпизод, как и огромное количество других вымыслов, послужил весомым препятствием для составления канонического жития Ильи.
"Судя по тому, что до XIX века сохранялась древесная доска для внесения гравированного изображения святого Илии в печатный "Киево-Печерский патерик", лаврские иноки еще в XVII веке подразумевали составить житие подвижника. Но гравюра так и не вошла в книжку: возможно, столкнувшись со скудостью надежных известий, иноки отложили составление жития до будущих времен", - считает Владислав Дятлов.
Другими словами, почитание Ильи как святого началось в позже Средневековье, когда Церковь имела огромнейшее воздействие на население и не нуждалась в народных героях в числе собственных святых. Потому незачем было усиливать свое воздействие, если оно и так велико.
В старых книжках Илья именуется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином.
Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книжку об Илье Муромце, разъясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья по сути родом не из Мурома, а из Черниговского княжества - из городка Моровийска (который в первый раз упоминается в летописях в 1139 году).
Кстати, в Козелецком районе сегодняшней Черниговской области и сейчас существует село Моровск. Сергей Хведченя припоминает, что в неких былинах Илья слушает заутреню в церкви родного городка, а вечерню - в стольном граде Киеве. Расстояние от сегодняшнего Моровска до Киева - приблизительно 90 км, тогда как от Мурома - около 1 500 км. По этой логике, Илья, вероятнее всего, родился на местности современной Черниговской области.
Но такая догадка о родине Ильи делится далековато не всеми историками. Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается различными городками, как и в случае с самим греческим героем.
Почти все в жизни Ильи Муромца до сего времени остается загадкой. Например, очень тяжело найти четкие годы жизни древнерусского героя. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, Муромец погиб за 450 лет до того, как Афанасий в 1638 году издал свою книжку. Потому историки просто отняли от 1638 года 450 лет и получили 1188 год. Если эта дата правдива, то о каком тогда князе Владимире упоминают былины, ведь Владимир Креститель погиб в 1015 году, а Владимир Мономах - в 1125 году?
Остаются открытыми и многие другие вопросы. Более точно можно гласить не о жизни богатыря, а о его погибели. Доктор Михайличенко считает, что Илья погиб во время боя. "У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Вероятнее всего, он погиб от этой раны. Не считая того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были 2-ое и третье ребро, рентгенологи отыскали костные мозоли. Другими словами эти переломы были получены еще при жизни, в каких-либо боях, а позже зажили. Конкретно в таких случаях создаются костные мозоли. Отлично видно рану на ладошки, судя по всему, тоже от какого-то прохладного орудия - плоско-колющего предмета".
Скудость достоверных сведений никогда не была основанием скепсиса Церкви относительно того либо другого святого.
"Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят жадные сведения. Но совместно с ними мы наследуем из прошедшего традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в монументах письменности. При всем этом мы понимаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания", - разъясняет Владислав Дятлов. Так и вышло с Ильей Муромцем - традиция появилась ранее научного разъяснения. Но наука в конечном итоге только обосновала традицию.
Это мировоззрение делит и архимандрит Нестор (Соменок): "В древности была традиция почитания святого Ильи Муромца. А житий не было у многих старых святых, а именно, и у митрополита Илариона, создателя "Слова о законе и благодати"".
Не считая того, суровым аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их награды перед Отечеством. "То, что он ушел в монастырь, гласит о том, что Илью уже не связывало его геройское прошедшее. Его душа оказалась посильнее его богатырского тела", - гласит архимандрит Нестор.
Но самым основным итогом проведенных исследовательских работ историки считают развенчание мифа о том, что Церковь типо употребляет авторитет народного героя. "Длительно числилось, что эти мощи - итог сознательной либо несознательной ошибки, а здесь конкретно наука обосновывает правдивость старой традиции", - вспоминает Владислав Дятлов 1-ые воспоминания ученых после работы в лаврских пещерах. Их удивление вызвали не только лишь научные данные о мощах Ильи Муромца, да и хим анализ мира, истекающего из глав святых страдальцев, которые хранятся в Далеких пещерах. Но это уже совершенно другая история...
Создатель: В.Головин
Источник: "Увлекательная газета. Потаенны истории" №14 2010 г.