Живописец Джакопо Бассано. Потаенная Вечеря. 1542. Из коллекции Галлереи Боргезе, Рим
Используя особое программное обеспечение, братья Уэнсинк, доктора Корнеллского института и Вирджинского института, проанализировали 52 красочных изображения, сделанных в период с 1000 по 1750 год, известной сцены последнего ужина Иисуса Христа (Потаенной Вечери).
Результаты этого исследования представлены в апрельской книге журнальчика International Journal of Obesity («Международный журнальчик полноты» в буквальном переводе). Веб-сайт news.sciencemag.org резюмирует эти результаты так: «Проблема с перееданием встала перед западной цивилизацией за длительное время до изобретения McDonald’s». И вправду, «за отчетный период» (1000–1750) размер порций на изображениях Потаенной Вечери возрос на 69%, а размер тарелок – на 66%. Так, количество изображаемого хлеба в этом евангельском сюжете возросло на 23%.Гастрономическая история населения земли всегда завлекала внимание исследователей – историков, антропологов, этнографов… Это и понятно: если правильно, что люди конструируют свою еду, то правильно и оборотное утверждение – еда конструирует человеческие общества. Оборотная связь (feedback), если гласить в определениях кибернетики. А напомним, что кибернетика – это наука об управлении. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты – не счесть афоризмов на данную тему. В нашем случае живописные произведения послужили источником неоценимой – и, главное, полностью беспристрастной, поэтому как подсознательной, – инфы.
Вообще-то ученые издавна высказывали некие сомнения в справедливости пользующейся популярностью версии о чуть не глобальном голодоморе средневековой цивилизации. Скажем, Джованни Ребора, доктор экономической истории и декан факультета новейшей и новой истории Института городка Генуи, в собственном исследовании «Происхождение вилки. История правильной еды» (М., 2007) камня на камне не оставляет от мифа о полуголодном протеиновом существовании в европейское Средневековье. Ничего подобного! Средневековая французская знать презирала, оказывается, говядину, предпочитая птицу и дичь. А вот в Средиземноморье даже прислуга могла употреблять мясо в еду 5 раз в неделю. И совершенно уж поразительный факт: в поликлиниках фунт мяса (317 г) давали клиентам трижды в неделю. «В Генуе в XVI веке фунт мяса стоил два сольдо и в следующие века не намного больше, – пишет Ребора. – В той же Генуе самое низкое жалованье, другими словами жалованье полового либо служанки, составляло 6 сольдо в день».
Либо очередной любознательный факт. Итальянские фермеры, к примеру, использовали икру, чтоб придавать вкус поленте: «Они клали ее в котелок незадолго до готовности и перемешивали, пока сероватые икринки не распределятся равномерно». Когда турки захватили контроль над проливом Дарданеллы, это вызвало недостаток икры. Итальянцы, тратившие, по расчетам Реборы, на пищу больше, чем обитатели хоть какой другой страны в XVII веке («они тогда не знали, что находятся в упадке, это выяснилось стараниями историков много позднее», – ерничает Ребора), стали завозить икру с Волги – на голландских кораблях, которые грузились в Архангельске. А вы гласите – глобализация! Благословенное Средиземноморье! Благословенное Средневековье!
Кстати, другой современный итальянский исследователь, Массимо Монтанари, в книжке «Голод и обилие. История питания в Европе» (СПб., 2009) отмечает, что в X–XI веках каждодневный пищевой рацион монахов в богатых монастырях по собственной энергетической ценности изредка опускался ниже 5000–6000 калорий. Массимо можно веровать, ведь он – историк-медиевист, спец по истории питания, педагог Болонского института и Института гастрономических наук.
Заметим для сопоставления: согласно наставлениям, каждый военнослужащий армии США должен получать 4,5 тыс. калорий в денек; а вот жарким финским военным диетологами рекомендовано потреблять и того больше – 6 тыс. калорий в денек. Другими словами средневековые монахи поправлялись так же, как современные южноамериканские коммандос. Будто бы и не было никакой различия в 10 веков
Естественно, в истории заслуги продовольственного обилия не все было гладко. К примеру, подсчитано, что меж 750 и 1100 годами само мало 29 общеевропейских (sic!) неурожаев поняло материк: в среднем по кризису каждые 12 лет. И все же уже в конце XIII века некоторый Риккобальдо из Феррары так обрисовывает времена правителя Священной Римской империи Фридриха II (1194–1250): «…еда была небогатая, и горожане ели свежее мясо всего три раза в неделю. В обед они варили мясо с овощами, а на ужин подавали то же мясо прохладным…»
Так что зафиксированное современными исследователями повышение размера порций на изображениях Потаенной Вечери полностью объяснимо. Всю историю людской цивилизации можно рассматривать как экспоненциально развертывающуюся эволюцию технологий производства пищевых калорий. В последние десятилетия этот процесс заполучил в особенности впечатляющий размах.
C 1951 по 2000 год мировое создание зерна возросло практически в 3 раза, мяса и рыбы – в 5 раз, соевых бобов – более чем в 9 раз. За 50 лет мировое создание мяса подросло в 5 раз, а в пересчете на душу населения – более чем в два раза. Эти характеристики на 1-ый взор внушают оптимизм. Но действительная ситуация далека от полного насыщения.
По неким оценкам, создание товаров питания добивается сейчас 5 миллиардов. тонн в год. «Чтобы накормить растущее население Земли, к 2025 году этот показатель предстоит прирастить само мало на 50%, – подчеркивает ученый-селекционер, нобелевский лауреат Норманн Барлоуг. – Для предстоящего роста производства сельскохозяйственной продукции пригодится много удобрений, в особенности в странах Экваториальной Африки, где до сего времени удобрений заносят менее 10 кг на гектар (в 10-ки раз меньше, чем в продвинутых странах и даже в развивающихся странах Азии)».
По данным Интернациональной конференции по питанию, к концу ХХ века 1 миллиардов. человек на планетке испытывали недочет питания – в главном за счет беднейших регионов Южной Азии (сначала Бангладеш и Индии), также стран Восточной Азии и Сахеля (государств, северная граница которых размещается в Сахаре).
«И челюсть трудя жеванием вкусного кусища,/ И руку держанием, и сытостью брюхо трудя…» Поэтическая строка Александра Буравского еще длительно, невзирая на весь разгул агрономических и гастрономических технологий, остается светлой, но недосягаемой мечтой населения земли.
Андрей Ваганов