Вправду, тяжело представить, каким методом каменные скульптуры и многотонные монолиты, из которых был построен Нескончаемый город Америки, транспортировались в Тиауанако из наиблежайшей каменоломни, находившейся приблизительно в 6 километрах.
На данный момент местечко Тиауанако находится в равнине реки Тиауанако, в 20 метрах от южного берега уникального высокогорного озера Титикака. Озеро Титикака лежит в Андах на высоте 3854 метра над уровнем океана и растянулось в длину на 160 км, а в ширину на 60 км. Из-за высоты воздух тут таковой разреженный, что туристам не хватает дыхания, а высочайший уровень ультрафиолетовых лучей делает опасность для зрения и кожи людей. Несколько тыщ годов назад в Тиауанако, был размещен один из самых населенных городов старого мира, просуществовавший 1300 лет, начиная с III века до нашей эпохи.Тиауанако строился как порт на берегах озера Титикака, когда озеро было намного обширнее и поглубже, чем на данный момент. Гавань размещалась в месте Пума-Пунку ("Ворота Пумы"). Броско, что один из блоков "пирса" весит 440 т, другие - от 100 до 150 тонн. В итоге землетрясения конфигурация берегов поменялась и на данный момент Тиауанако находится в 20 метрах от южного берега озера Титикака.
На неких островках среди аква глади озера Титикака удалось разыскать остатки старых поселений. От обитателей этих поселений остались тростниковые лодки, на удивление похожие на древнеегипетские папирусные корабли (по их типу была построена именитая лодка Тура Хейердала "Ра"). Остались вбитые много веков вспять сваи, обмазанные составом, предохраняющим дерево от разрушения, и еще... легенды. Одна из их говорит, что Солнцу так понравилось озеро Титикака, что оно поселило на нем собственного отпрыска и свою дочь, и от их пошли все мужчины и дамы на земле.
Во времена империи Величавого Инки жителям под ужасом погибели воспрещалось приближаться к сваям. В денек вешнего равноденствия сам Величавый Инка подплывал на тростниковой ладье с вплетенными красноватыми нитями к острову. Тут уже был разбит шатер для Отпрыска Солнца. Величавый Инка оставался там один целые день. Числилось, что Солнце, спустившись с неба, приходит в шатер, и проводит ночь в общении с властелином инков. Никто не мог в это время даже посмотреть в сторону шатра, чтоб не ослепнуть от невыносимого сияния отражающегося в зеркальной воде Солнца.
Приблизительно в 200 году нашей эпохи, по не полностью ясным причинам, Тиауанако перевоплотился в священный ритуальный центр. К 500 году нашей эпохи он стал столицей возрастающей империи - первой империи старой Америки. Но эта империя достигнула могущества не методом военной экспансии, а за счет экономического благополучия, основывавшегося приемущественно на обильных урожаях. Конкретно крушение земельной системы, вызванное конфигурацией климата, содействовало падению страны Тиауанако после 500-летнего господства.
Тот факт, что в государстве Тиауанако собирали обильный сбор, сам по для себя не может не вызывать удивления. В текущее время на Боливийском плоскогорье только несколько семей фермеров могут кое-как поддерживать свое существование, потому что из-за неблагоприятных критерий в среднем каждые 5 лет сельское хозяйство тут терпит полный крах. Но в древности эта нагая, иссушенная ветрами местность была преобразована средствами передовой сельскохозяйственной технологии в подлинный оазис. Археологи нашли тут остатки так именуемых поднятых полей, которые защищали от заморозков и позволяли собирать фантастические урожаи. Опыты проявили, что эта старая разработка была существенно продуктивнее, чем сегодняшние способы.
Прогуливались легенды, что на деньке озера Титикака находятся какие-то древнейшие развалины, а два священных острова под водой соединены тяжеленной золотой цепью. Чтоб установить правду, известный океанограф Жак-Ив Кусто перебросил на озеро две маленькие подводные лодки и с помощью их изучил дно водоема. Экипажи субмарин никаких целей не отыскали, но остатки каменных зданий вправду узрели.
В эру собственного расцвета священный город Тиауанако занимал местность в 2 квадратные мили. Его ритуальный центр был окружен рвом, а из вырытой земли и глины был насыпан огромный бугор, узнаваемый под заглавием Акапана. Обитатели городка выстроили несколько маленьких полуподземных храмов, а около их - большой храм Каласасайя. Вблизи был воздвигнут таковой же величавый храм совсем другого стиля, называемый Пума-Пунку, ниже показано положение всех этих основных сооружений.
Акапана
Поглядим сейчас более пристально на эти предполагаемые храмы Тиауанако, начав с самого впечатляющего сооружения - Акапаны. Это искусственно насыпанный бугор 210х210 метров у основания, высотой 50 футов (17 м). Время от времени молвят, что он имеет вид усеченной пирамиды, но в реальности этот курган - неверной формы, у него семь террас, а наверху - большая впадина. Снутри холмика археологи нашли любознательное переплетение извилистых каменных водотоков. Они были выровнены по углу и состыкованы с точностью до полумиллиметра. По этим каналам вниз сбрасывалась вода из огромного резервуара на верхушке, пока не достигала рва, окружавшего сооружение Антрополог Алан Колата, который много лет вел раскопки в Тиауанако, писал в 1993 году:
"Во время наших недавнешних раскопок в Акапане мы внезапно нашли очень хитроумную и монументальную систему соединенных меж собой подземных и наземных дренажных каналов".
Предполагалось, что эта "дренажная система" была спроектирована так, чтоб дождевая вода собиралась в центральной впадине холмика и через его террасы стекала в подземные туннели. Первым элементом этой сети была магистральная труба, проложенная вокруг основания Акапаны. Алан Колата пишет, что этот каменный водопровод "сделан очень умело", "точно подогнан" и через него можно пропустить "большой аква поток". Из этой магистральной трубы вода попадала на ближайшую нижнюю террасу, где 10 футов текла по наружному каменному желобу, а потом вновь стекала вовнутрь холмика Акапаны. Дальше вода текла попеременно по наружным и внутренним каналам, а потом, через "потрясающе выполненные туннели", уходила на 10 футов (3,3 м) в глубь земли. Оттуда она поступала в реку Та-ванако и попадала в озеро Титикака.
Схожая же непростая водопроводная система была найдена в близкорасположенной местности - Пума-Пунку и в Лукурмате (близ озера Титикака). Была ли эта кропотливо выполненная водопроводная система предназначена только для дренажа? Алан Колата считает, что водопроводная система Акапаны не была функционально нужна:
"Для выполнения основной функции по отводу накопившейся дождевой воды с верхушки холмика была бы достаточна существенно наименее непростая и маломощная сеть каналов. И вправду, сделанная строителями Акапаны водоразборная система, хотя она превосходна и в многофункциональном отношении, в реальности безмерно сложна - это воистину эталон мастерства в каменных работах и стыковке труб".
Вправду ли эта водопроводная система была выстроена жителями Тиауанако, как убеждают археологи, либо же- они унаследовали ее от еще более старой, более развитой, но не оставившей после себя следов культуры? Все свидетельствует в пользу последней версии. Один факт, который ввел археологов в заблуждение, заключается в том, что водопроводная система Акапаны закончила работать в некий момент до 600 года нашей эпохи, когда империя Тиауанако была в полном расцвете. Это было доказано тем, что в каналах системы были найдены неповрежденные скелеты людей и животных, - если б вода в это время текла, она разбросала бы кости. Другое доказательство было получено методом определения времени заселения Тиауанако в период с 1580 по 2134 год до РХ, проведенного, соответственно, способом изотопа углерода и обсидиана. Оба исследования обосновывают, что Акапана был большим центром еще до появления Тиауанако в 200 году нашей эпохи.
Пума-Пунку
Эти исторические несовпадения длятся, когда мы перемещаемся практически на милю на юго-запад от основных развалин в близкорасположенное селение Пума-Пунку. Тут находятся наибольшие камешки Тиауанако - некие весом более 100 тонн. Это остатки отчасти раскопанного сооружения, предназначение которого до сего времени не ясно. Одна из этих больших плит из красноватого песчаника размером примерно 26х16х2 фута (8,6х5,3х0,7 м) и весом около 120 тонн. Хотя камень очень пострадал от природной эрозии, все таки еще можно оценить совершенную геометрию этого и примыкающих камешков. Она поражала воображение бессчетных путников. Так, испанский журналист Педро де Сьеса де Леон писал:
"...некие из этих камешков очень обветрены и разрушены, и есть посреди их такие огромные, что диву даешься - как могли люди перенести их сюда... Когда их рассматриваешь, нереально осознать, какие инструменты либо орудия применялись для их обработки. Ясно только, что до того, как эти большие камешки были обтесаны и доведены до совершенных форм, они были еще существенно крупнее... Я произнес бы, что, по-моему, это древние в Перу остатки сооружений".
В других камнях, отысканных в Пума-Пунку, имеются непонятные вытачки, а в неких видны следы железных скоб, с помощью которых камешки скреплялись вместе. Несколько таких скоб было найдено, но где они на данный момент - непонятно. Они были сделаны из бронзы - из металла, который не был известен в то время ни одной из культур Южной Америки. Камешки размещались с маленьким наклоном для того, чтоб обеспечить мелкие камешки. Расплавленный металл для креплений заливался в формы выбитые в каменных блоках. При более кропотливом анализе в железных деталях были обнаружены медь и никель. Сплав меди и никеля добивался неизменной температуры литья.
В Пума-Пунку на одном из каменных блоков в несколько футов высотой имеется точно вырезанный желобок в 6 мм шириной, а в этом желобке по всей высоте высверлены на равных расстояниях маленькие отверстия. Спрашивается, как можно было сделать эти мелкие желобки и отверстия при помощи грубых молотков либо мягеньких медных ручных инструментов? Для того, чтоб прорубить либо высверлить в камне отверстия с таковой точностью, непременно, нужна была разработка XX века.
Каласасайя и Врата Солнца
Ворачиваясь к основному селению Тиауанако, мы находим там в храме Каласасайя один из самых восхитительных монументов старого мира - Врата Солнца.
Они вырублены из большого скального монолита серо-зеленого андезита шириной 3,8 м, высотой 3 м и шириной 0,5 м, их вес - около 10 тонн. Над просветом вырезана фигура бога Виракочи, столицей которого и был Тиауанако. Самым таинственным в этих воротах считается композиция, высеченная на восточном фасаде повдоль перекладины портала. Эта композиция состоит из 24 фигур, построенных в 3 ряда с обеих сторон от центрального изображения Виракочи. Некие считают, что это типичный календарь. Посреди этих фигурок исследователи идентифицировали несколько вымерших животных, которые жили в Южной Америке около 12000 годов назад.
К размышлению
Андезит, как и гранит - одна из самых жестких пород, и очень тяжело поддается обработке. С одной стороны на Воротах Солнца вырублен ряд таинственных ниш и в нижней части - два углубления для петель. Ниши вырезаны в камне с поразительной точностью, внутренние кромки совершенно обработаны. Это нереально было сделать грубыми, простыми орудиями.
Храм Каласасайя (на языке аймара - "место вертикально стоящих камешков")выстроен точно на 4,5 градуса восточнее оси восток-запад.». Когда-то основной его достопримечательностью служил большой зал с порталами и широкими окнами. На стенках крепились золотыми гвоздями медные и бронзовые пластинки, покрывавшие каменный остов строения. До нашего времени, но, сохранились только огромные колонны и широкая каменная лестница, образующая главный вход . Через равные промежутки повдоль сложенной из трапециевидных блоков стенки торчат камешки высотой более 3,5 м; в целом это смотрится как частокол, ограждающий площадку 150х150 метров. Он размещен на большой приподнятой платформе, перед которой понизу простирается площадь. Ранее на эту площадь лучами сходились улицы. На платформе высятся каменные скульптуры с большенными застывшими очами.
Считается, что Каласасайя была сложной системой для наблюдения за звездами. Определенные структуры в стенках были сложены таким макаром, что были нацелены на определенные созвездия. В этом храме были предусмотрены интегрированные визирные полосы наблюдения, благодаря которым можно было точно определять время равноденствия и солнцестояния методом фиксирования восхода и захода солнца с разных точек на полосы наблюдения (точек, привязанных к углам строения и колоннам, стоящим у западной и восточной стенок). То, что на западной стенке имеется 13, а не 12 колонн, принудило неких ученых мыслить, что это не только лишь солнечная обсерватория, да и солнечно-лунный календарь.
Но самые глубочайшие разногласия появились в связи с вопросом о времени сотворения Каласасайи. Главный исследователь Тиауанако сначала XX века Артур Познански нашел, что астрономическая ориентация храма не соответствует наклонению .оси Земли в наше время, равному 23,5 градуса. Воспользовавшись тогда только-только размещенными сэром Норманом Локьером археоастрономическими теориями, также формулами, представленными на Интернациональной конференции астрологов в Париже в 1911 году, Познански датировал Тиауанако примерно 15000-ми годами до РХ!
Эти результаты вызвали энтузиазм, и в 1926 году в Тиауанако была ориентирована Немецкая астрономическая комиссия, в состав которой вошли доктор Ганс Людендорф, доктор Арнольд Кольшуттер и доктор Рольф Мюллер. Они подтвердили вывод Познанского о том, что Каласасайя была астрономической и календарной лабораторией, но время ее строительства обусловили или 15000 годом, или 9300 годом до РХ, зависимо от принятых допущений. Но обе эти датировки вызвали потрясение в среде ученых, потому что ранее числилось, что возраст Каласасайя не превосходит 2 тыщи лет. В предстоящем Мюллер и Познански соединили свои усилия, чтоб решить вопрос о датировке. В конце концов они согласились, что это или 10050 год, или 4050 год до РХ.
Хотя возраст каменных колонн храма Каласасайя не был научно определен, судя по изношенности колонн, многие согласны принять более раннюю из этих дат. Стоящие вертикально 12-футовые (4 м) колонны Каласасайя смотрятся старше чем камешки Стоунхенджа (датирующиеся 2700-2300 годами до РХ), но не на 7500 лет.
В конце концов, очередной, последний эталон высочайшего строительного искусства в Тиауанако находится к востоку от храма Каласасайя - полуподземный храм Кантатайита.
Дворец Саркофагов - Кантатайита - представляет собой прямоугольный котлован глубиной 2 метра, длиной 12 и шириной 9 метров. Пол выстлан галькой. Крепкие вертикальные стенки выложены из тесаных каменных блоков различного размера, чередующихся со столбами-стеллами. Элементы кладки плотно пригнаны друг к другу, раствор не употреблялся. Все стенки храма покрыты трехмерными скульптурными изображениями человечьих голов.
Там находится несколько с ювелирной точностью вырезанных камешков, опять-таки с совершенно избранными внутренними кромками. Один из камешков (сероватый гранит) - является совсем поразительным прототипом резьбы. Передняя плоскость камня покрыта необычной резьбой, и на ней видны отверстия для штырей. Что касается задней плоскости камня, то тяжело отыскать подходящие определения, чтоб обрисовать необыкновенно совершенную симметрию ее рисунка. Совершенно ровненькие грани камня, а на нем рельефные узоры с выпуклостями, выступающими сразу вниз и вовнутрь. Попробуйте-ка изобразить такое с помощью каменных орудий!
Сохранились также каменные скульптуры, превосходящие по размерам даже огромные каменные головы ольмеков и нареченные по именам открывших их ученых - Монолит Беннета и Монолит Понсе Санхинеса. Монолит Беннета имеет высоту более 7 метров. Практически прямоугольную голову скульптуры декорирует нечто вроде тюрбана либо налобной повязки. Глаза глядят прямо, руки сложены на груди. Недалеко от Монолита Беннета была найдена еще одна, наименьшая скульптура, изображающая бородатого мужчину, что совсем не приемлимо для краснокожих. Бородой наделен только «белый» бог Виракоче, спустившийся с туч либо пришедший из-за моря. Согласно воззрению неких историков, строителями Тиауанако были белокожие вторженцы, может быть, викинги.
Я упомянул тут только о нескольких из огромного количества самых необыкновенных камешков, отысканных в округах Тиауанако. Еще большее их количество погребено под культурными слоями за те тыщи лет, в течение которых тут жили люди, также наносами во время повторяющихся разливов озера Титикака.
То малое, что нам понятно из истории Тиауанако, прошло через фильтры бессчетных более поздних культур, в том числе культуры инков и испанских конкистадоров, которые сразили инков в XVI веке. Упоминавшийся выше Сьеса де Леон интересовался историей Тиауанако и записал легенды, рассказанные ему местными жителями:
"Существует поверье, что еще за длительное время, далековато за длительное время до того, как тут стали властвовать инки, уже существовали некие строения..: Я спрашивал у местных обитателей - построены ли эти сооружения во времена инков, но они только смеялись в ответ, повторяя то, что я уже произнес, - что эти храмы были выстроены до инков, но что они не знают, кто конкретно их выстроил. Но они слышали от собственных протцов, что все это появилось тут одномоментно".
Прогуливаются подобные легенды и о том, что строения Тиауанако были выстроены после Потопа за одну ночь и строили их как будто гиганты некий неизвестной расы. Эта версия припоминает легенды о разработке Баальбека. В других легендах озеро Титикака называется священным местом, в каком бог Виракоча сделал Вселенную. В конце концов, существует еще одна легенда, повторяющая библейский рассказ, где говорится, что у озера Титикака жило патриархальное семейство, пережившее вселенский Потоп и положившее начало народам горных Анд. Все эти легенды обычно приводятся для разъяснения нимба религиозной мистики, с помощью которого Тиауанако позднее так разросся.
Любопытно, что некие развалины в Тиауанако оказались залитыми двухметровым слоем, водянистой грязищи, при этом источник затопления отыскать не удалось. В расположенном вблизи озере Титикака вода немного солоноватая, и, как проявили исследования, живущая в нем рыба и ракообразные принадлежат быстрее к типу океанических, а не пресноводных организмов. В 1980 году боливийский археолог Хуго Боэро Рохо отыскал около берега Пуэрто-Акоста на 60 футов (20 м) ниже уровня воды озера Титикака, огромные развалины, принадлежавшие, по-видимому, к ранешней культуре Тиауанако. Все эти факты противоречат теории, утверждающей, как будто воды озера поднялись сразу с образованием Анд - 100 миллионов годов назад. Напротив, источник морской воды озера Титикака, разумеется, имеет относительно недавнешнее происхождение.
В отличие от легенд, ученые не могут разъяснить, почему Тиауанако вдруг появился как священный центр. Они не могут разъяснить и того, как большие каменные глыбы перевозились сюда на расстояние 10-ов миль из ближайших карьеров. Они не в состоянии разъяснить ни значения окружающих Тиауанако каналов, ни роли сложной системы водопроводов снутри Акапаны и в других местах. И в конце концов, они не могут объяснить загадку камешков, разрезанных и просверленных будто бы с помощью современных инструментов.
Так может быть всё-таки есть толика правды в Догадке Ситчина о Нибиру.
Имеются основания считать, что благосостояние Тиуанако основывалось на производстве бронзы - твердого сплава из 85%. меди и 15% олова.
Следы меди в Тиауанако оказываются на виду даже случайному наблюдающему. Зеленовато-белые пятна медного купороса встречаются повдоль берегов пруда в Акапане и снутри Каласасайи. Все поселение вымощено необычным зеленоватым булыжником, возможно окрасившимся под воздействием меди. Предназначение этого булыжника остается загадкой для археологов. Алан Колата считает, что этот булыжник - естественного происхождения и был намыт с наиблежайшей горы. Но он сам пропадает в гипотезах - для чего обитатели Тиауанако затрачивали столько трудов, чтоб перетаскивать весь этот булыжник в селение.
Если в Тиауанако вправду применялась медь, то за ней не надо было далековато ходить - в горах Анд имеются огромные припасы медной руды. Но важнейший компонент бронзы - олово, металл, который с помощью сложного процесса обогащения извлекается из оловянного камня. Если залежи медной руды встречаются всюду, то оловянный камень попадается сравнимо изредка.
Таким макаром, очень принципиально, что Тиауанако размещен прямо на крупнейшем в мире месторождении оловянного камня (касситерита). Оно тянется от восточного берега озера Титикака, огибает его с юга и потом идет на юг, повдоль реки Десагвандеро и добивается Оруру и озера Поопо - общей протяженностью в 200 миль. Непременно, такие обильные ресурсы касситерита и послужили предпосылкой того, почему Тиауанако был вначале основан в таковой глухой и негостеприимной местности.