Роберт Френсис
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает старым строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой цивилизации обычным механическим внедрением множества рабочей силы. Но, если таковой подход способен частично разъяснить строительство мегалитических сооружений, то навряд ли применим для разъяснения имевшегося в Старом Египте уровня математических и астрономических познаний, также высочайших образцов архитектуры и искусства...В Каирском музее, как и в почти всех других музеях мира, находятся эталоны изделий из камня, отысканные снутри и вокруг известной ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри отыскал осколки схожих изделий и на плато Гиза.
В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на для себя бесспорные следы механической обработки – радиальные борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на некоторых механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки в особенности отлично видны поближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал лучше, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Королевство, хранится в Музее Петри).
Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только лишь бытовая утварь старых египтян, да и эталоны высокого искусства, когда-либо отысканные археологами. Феномен состоит в том, что более впечатляющие экспонаты относятся к самому преждевременному периоду древнеегипетской цивилизации. Они сделаны из самых различных материалов – от мягеньких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягеньким камнем, к примеру, алебастром, по сопоставлению с гранитом относительно ординарна. Алебастр можно обрабатывать при помощи простых инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сейчас массу вопросов и свидетельствуют не только лишь о высочайшем уровне искусства и ремесла, но, может быть, и о более передовой технологии додинастического Египта.
Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был настолько же обычным инвентарем в четвертой династии, как и в нынешних промышленных цехах».
На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Английский музей).
Изделия из камня, подобные этой вуале слева, изготавливались в самый ранешний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина явна – прежние способности были потеряны. Некие из ваз сделаны из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое не поддающееся объяснению – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит практически на нет до толщины картонного листа – по нынешним меркам это просто экстраординарный подвиг старого мастера.
Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира либо базальта, «полностью» пустотелые, и при всем этом с узеньким, иногда очень длинноватым гортанью, наличие которого делает практически непонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного производства (справа).
Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с таковой точностью, что вся ваза (примерно 23 см в поперечнике, полая снутри и с узеньким гортанью), будучи поставлена на стеклянную поверхность, воспринимает после покачивания полностью вертикальное положение по осевой полосы. При всем этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яичка. Нужное условие для настолько четкой балансировки – полый каменный шар обязан иметь совершенно ровненькую, схожую толщину стен (при настолько крохотной площади основания – наименее 3,8 мм2 – неважно какая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).
Подобные технологические изыски способны привести в изумление сейчас хоть какого производителя. В наши деньки выполнить схожее изделие даже в глиняном варианте очень трудно. В граните – фактически нереально.
В Каирском музее выставлено довольно большое (60 см в поперечнике либо больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно припоминает огромную вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в поперечнике, с наружным узким ободом и 3-мя пластинами, умеренно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это старый эталон необычного мастерства.
На этих снимках показаны только четыре эталона из числа тех тыщ предметов, отысканных снутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так именуемой пирамиды Джосера), которая, как сейчас считается, является самой старой каменной пирамидой Египта. Она – 1-ая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее округи – уникальное место по количеству отысканных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя куски схожих изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.
Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные знаки с именами правителей самого ранешнего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по простому письму, тяжело представить, что эти надписи были изготовлены этим же мастеровым-виртуозом, который сделал эти роскошные эталоны. Вероятнее всего, эти «граффити» были добавлены позднее теми людьми, кто так либо по другому оказался их следующим обладателем.
Так кто же их сделал? И как? И где? И когда? И какие действия происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой старенькой из египетских пирамид?
Часть экспозиции Каирского музея древностей
и ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре
Источник: www.sunship.com
Image and text by © R.F. McKenty, 2003
Перевод и адаптация текста © А. Милюков 2004