Амазонки: воинственные женщины на краю цивилизации

Амазонки: воинственные дамы на краю цивилизации

В первый раз о воинственном племени амазонок мы узнаем из «Илиады» — эпической поэмы Гомера о Троянской войне, предположительно сделанной в VIII в. до н. э.: тут троянский правитель Приам вспоминает, что лицезрел битву амазонок против фригийцев. Гомер гласит, что эти дамы сражались, «как мужам подобные». После Гомера об амазонках писали многие древние создатели, дополняя сложившийся образ информацией об их происхождении.

Древнегреческий историк Геродот (середина V в. до н. э.) называл их андрофонос — «убивающие мужчин» — и говорил о их изумительные истории (в особенности достойные внимания в свете последних археологических открытий). После поражения в битве с старыми греками на реке Фермодон, на южном побережье Темного моря, захваченных в плен амазонок повезли на корабле в Грецию. Во время путешествия дамы напали на собственных захватчиков и уничтожили их. Амазонки не умели управлять судном. Корабль ветром гнало по Черному морю на север. Скоро они пристали к побережью скифских земель, где выкрали лошадок и ускакали в степи. Геродот пишет о том, что амазонки заключили контракт со скифами — группой разрозненных бродячих племен, а скоро и сами стали частью общества степных всадников, вступая со скифскими мужиками в брак. Амазонки занимали земли до западного берега реки Дон (сейчас территория южной части Рф) и, ассимилировавшись со скифами, стали представителями савроматской культуры. В описаниях римских создателей говорится о том, что амазонки были союзницами Приама и сражались совместно с ним против ахейцев во время Троянской войны. К концу войны, убив в сражении огромное количество греков, королева амазонок Пентесилея затеяла битву с Ахиллом и была убита в кровавом поединке. Есть упоминания и о других смельчаках — героях Старой Греции, отважившихся вступить в схватка с этими суровыми дамами: кто-то из их умер, кто-то остался живой.

 

Одним из 12 подвигов Геракла было достать магический пояс Ипполиты — королевы амазонок. Чтоб выполнить задание, Геракл совместно с героем Старой Греции Тесеем отправился в столицу амазонок Фемискрея на реке Фермодон (возможно, Терме Кей в современной Турции). Геракл убил Ипполиту и забрал пояс, а Тесей прихватил царевну Антиопу — одну из сестер Ипполиты. Пытаясь спасти ее, амазонки вторглись в Древнейшую Грецию, намереваясь захватить Афины, но потерпели поражение. По другим версиям, Антиопу уничтожили в сражении, в каком она участвовала на стороне Тссея. Сказочные битвы греков и амазонок содействовали возникновению целого направления в древнегреческом искусстве — амазономахия. В качестве примера можно именовать мраморный барельеф из Пантеона в Афинах. Некие биографы Александра Македонского ведали о знакомстве предводителя с царицей амазонок по имени Талестрис, намекая, что у их даже был ребенок. Но эти сведения ставятся под колебание в труде древнегреческого историка и биографа Плутарха «Жизнь Александра», также в работах ряда других старых создателей.

Ранешние древнегреческие и римские писатели связывали с амазонками огромное количество странноватых обычаев. Сейчас считают, что слово «амазонка» происходит от иранского слова «ха-мазан» (что значит «воин»), В переводе с древнегреческого оно звучит как «безгрудая». Древнейшие греки, возможно, так разъясняли существовавшую у амазонок традицию выжигать либо отрезать для себя правую грудь: чтоб легче было натягивать тетиву лука. Все же сохранившиеся до наших дней греческие скульптуры, барельефы и вазы изображают их с 2-мя грудями. Миф говорит, что амазонки не пускали парней на свои земли, но раз в год для продолжения рода отчаливали в примыкающее только мужское племя гаргарейцев. Девченок они оставляли, учили их ведению сельского хозяйства, охоте и военному делу, а мальчишек или убивали, или отдавали отцам.

Дискуссионным считается вопрос о месте проживания амазонок. Именуют земли от черноморского побережья Турции до юга Рф, Ливии и даже Атлантиды. Потому логично, что амазонок часто принимали как созданий сказочных. Вобщем, сейчас благодаря археологии взоры ученых поменялись. По словам Геродота, савроматы, населявшие юг Рф, были потомками скифов и амазонок. Хотя еще посреди XIX в. русские археологи нашли скелеты женщин-воинов в понтийских степях (степные районы северного побережья Темного моря, протянувшиеся на восток до Каспийского моря), западные ученые и археологи, не знавшие об этом, и не прослеживали их связь с древнегреческой легендой об амазонках. Раскопки, проведенные русскими и южноамериканскими археологами под управлением Жанин Дэвис-Кимбел из Южноамериканского исследовательского института Евразии, подтвердили правдивость слов старых создателей. В старых могильных буграх (которые принято именовать курганами) у местечка Покровка на границе Рф и Казахстана были обнаружены скелеты дам, захороненных совместно с орудием. В могилах, датируемых VI — IV вв. до н. э., находились стальные клинки, кинжалы, бронзовые наконечники стрел, луки, колчаны и конская упряжь. Это позволило сделать предположение о том, что в данной культуре женщины-воины имели высочайший соц статус.

Сначало высказывалось мировоззрение, что орудие делало ритуальную функцию. Но исследовав скелеты, ученые отвергли эту версию. На неких черепах были обнаружены следы ран, а искривленные берцовые кости 13— 14-летней девченки наткнули на идея о том, что она вела жизнь наездницы. Согнутый наконечник стрелы, торчавший из колена другой дамы, позволил сделать заключение, что она получила ранение во время битвы. Установлено, что отысканное рядом с дамами орудие нередко использовалось в битвах, а его ручки отличались по размеру от орудия из мужских захоронений, означает, могло быть сделано специально для дам. Неуж-то это могилы амазонок? Может быть, и нет. С одной стороны, не вызывает колебаний утверждение Геродота, что у савроматов были женщины-воины, а с другой — свидетельств того, что они являются потомками амазонок и скифов, о чем Геродот говорил в собственной «Истории», до сего времени не найдено. Не считая того, савроматские женщины-воины составляли относительно маленькую часть племени: в то время как 90 % мужских захоронений были могилами воинов, только в 20 % дамских курганов удалось отыскать орудие.

Есть и другие аргументы против версии о савроматах. Амазонки упоминаются в произведениях древнегреческой литературы и искусства с VIII в. до н. э., другими словами за 200 лет до того, как появились какие-либо свидетельства о женщинах-воинах в евразийских степях. 1-ая древнегреческая колония на побережье Темного моря появилась в VII в. до н. э.,

хотя не исключено существование торговых связей и в более ранешний период. Предположение, что женщины-воины жили в степях ранее, чем об этом свидетельствуют археологические данные, имеет право на существование, но менее того. Нет данных и о том, что греки входили с ними в контакты. Как следует, женщины-воины савроматской культуры могли повлиять на создание мифа об амазонках, но не были его источником. Около IV в. до н. э. савроматская культура влилась в культуру других бродячих племен — сарматов. В их ранешних захоронениях также находили женщин-воинов. Сарматы продвинулись еще далее на запад, чем их предшественники: сарматская кавалерия на службе у римлян участвовала в английских походах во II — V вв. Но были ли посреди тех всадников женщины-воины — непонятно.

Этим список бродячих племен, в каких были женщины-воины, не ограничивается. К примеру, представители пазырыкской культуры, жившие на Алтае довольно далековато от сарматов, характеризуются фактически такими же погребальными ритуалами. Они строили курганы, похожие на те, что сооружались в Украине и на юге Рф. В 1993 г. русский археолог Наталья Полосмак открыла пазырык-ский курган V в. до н. э. Это захоронение получило заглавие Сибирская ледяная женщина (*). Она не была воякой, но занимала высочайший статус жрицы. Не считая того, Полосмак нашла могилы со скелетами мужчины и дамы. В каждом из этих захоронений были найдены наконечники стрел и топоры.

Может быть, восхищенные рассказы авторитетных путников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Старой Греции миф об амазонках. Вобщем, бесстрашные дамы могли олицетворять в легендах неизведанные угрозы, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древнейшие греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Темного моря. Интересно, что, по воззрению старых греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где завершается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок опять передвигалась все далее и далее. Наверняка, вот поэтому связанные с ними географические данные настолько противоречивы. Так, в древних письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Старой Греции в Малой Азии (Турция) и, возможно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг Рф, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже числилась Западная Ливия.

Если миф об амазонках вправду является частью памяти народа о матриархальной культуре воинственных дам, появляется вопрос: почему Гомер в VIII в. до н. э. писал о их так, как будто всем это было уже понятно. Может быть, они существовали ранее, приблизительно в конце бронзового — начале стального века (в период меж 1600 г. до н. э. и 900 г. до н. э.). В таком случае, более возможными местами их проживания были бы Анатолия, степная часть Рф либо же Кавказские горы. Но на сегодня данных о существовании женщин-воинов в этих землях в настолько стародавние времена не выявлено.

В каком-то смысле миф об амазонках может рассматриваться как представление старых греков о «других» (**). Описание этих дам в литературе и искусстве тех пор призвано больше для того, чтоб показать черты, обратные тем, которыми обладает высокоразвитое общество. У старых греков все обязанности дамы сводились к ведению домашнего хозяйства, они не были вовлечены в войны и политику. А амазонки напротив — воспринимали решения и участвовали в битвах. Такая игра на контрасте в легендах определяла положение вещей в древнегреческом государстве, акцентируя внимание на противоестественности тех обществ, которые конструктивно отличались от их собственного. И конечно, варвары, посягнувшие на их культуру, это касается битв меж амазонками и старыми греками, всегда проигрывали.

-----------------------------------------------

* В российскей литературе ее принято именовать Принцессой Алтая.

** По-видимому, имеется в виду — «чужеземцев».

Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"

Похожие статьи: