В Гизе нашли вторую солнечную лодку

В первый раз, за весьма продолжительный период времени, насчитывающий несколько веков, был освобожден от огромных каменных глыб вход в камеру, скрывающую в себе одну из величайших и неразгаданных тайн древности – солнечную лодку. Это уникальная историческая находка была создана около 4,5 тыс. лет назад и представляет собой бесценный образец культуры древнего Египта.

Лодка, найденная учеными в камере, хранилась в разобранном виде и представляет собой набор деревянных элементов, которые теперь необходимо собрать в единую конструкцию. Предстоящая работа по сборке лодки отчасти напоминает решение сложной головоломки. После того, как лодка будет собрана и примет свой первоначальный вид, ее выставят в качестве экспоната в известном историческом музее Solar Boat Museum.

Это не первое открытие исследователей такого рода. В этом же музее уже имеется экспозиция древнего корабля, достигающего в длину 43 метров и являющегося более крупным экспонатом, чем отысканная солнечная лодка, реконструкцией которой ученые предполагают заняться в самое ближайшее время.

Вид восстановленной лодки, фотография Амра Набила (Amr Nabil).

Существует предположение, что место первой лодки в музее займет вторая солнечная лодка. Первую же солнечную лодку планируется выставить в музее Grand Egyptian Museum, который в настоящее время находится в стадии строительства.

Следует отметить важную роль солнечных лодок в мифологии древних египтян. В соответствии с их верованиями бог солнца Ра, имеющий вид человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском, на этой солнечной лодке спускался в виде предзакатного солнца в потусторонний мир для борьбы с богами и чудовищами. После этого он вновь появлялся в земном мире в виде утреннего солнца и совершал в течение дня путешествие над нашей планетой.

Скорей всего, что обе лодки, отысканные учеными в Гизе, были предназначены фараону Хуфу для совершения такого путешествия после смерти. Внешний вид древних солнечных лодок можно увидеть на рисунках старинного храма, расположенного в Абидосе. Именно эти рисунки помогли определить форму настоящих лодок.

Фотография для National Geographic Кеннета Гаррета (Kenneth Garett).

Работы по восстановлению второй лодки долго не начинались по ряду причин, основной из которых являлась чрезмерная хрупкость фрагментов и опасения ученых в связи с этим, что составные элементы конструкции вообще сумеют пережить процесс реконструкции. В настоящее время в кругу ученых стало преобладать мнение, что если найденные фрагменты уже сейчас настолько хрупки, то не стоит откладывать эту работу, потому что с течением времени состояние этих деревянных элементов может еще сильней ухудшиться.

Последние современные технологии вселяют уверенность в том, что деревянные конструкции солнечной лодки удастся соединить вместе. С целью сохранности материала, из которого изготовлена лодка, при помощи специального оборудования поддерживается постоянный уровень температуры и влажности. Поддерживаемые значения температуры и влажности полностью соответствуют значениям этих показателей в камере, где была обнаружена солнечная лодка.

«Изучение структуры и состояния древесины проводилось при помощи совершенно новой методики, которую мы пока держим в секрете. Могу сказать лишь то, что к древесине мы не прикасались и проводили исследование только с помощью новых научных методик», – сообщил руководитель проекта Сакуджи Йошимура.

По мнению отдельных специалистов, эти лодки могли использоваться как ритуальный транспорт, с помощью которого перевозилось тело умершего фараона по Нилу. Другая часть ученых утверждает, что солнечные челны вообще ни когда не спускались на воду, о чем свидетельствует отсутствие парусов на них.

Похожие статьи: