Умение читать может вытеснить из мозга другую информацию

Мозг человека в процессе обучения чтению перераспределяет ресурсы для решения этой непростой задачи, и областям, отвечающим за другие возможности, приходится "потесниться", произнесли создатели статьи, размещенной в четверг в электронной версии журнала Science. Чтение - это относительно недавнее явление в жизни человека, и поэтому, по современным представлениям, человеческий мозг подстраивается под этот Мозг человека в процессе обучения чтению перераспределяет ресурсы для решения этой непростой задачи, и областям, отвечающим за другие возможности, приходится "потесниться", произнесли создатели статьи, размещенной в четверг в электронной версии журнала Science. Чтение - это относительно недавнее явление в жизни человека, и поэтому, по современным представлениям, человеческий мозг подстраивается под этот навык "на ходу", в процессе обучения, а не опирается лишь на эволюционно более древние механизмы обработки зрительной инфы, передает РИА Новости. Станислас Дегаэне (Stanislas Dehaene) из Муниципального института здоровья и мед исследований (Франция) и его коллеги решили проверить, как непосредственно умение читать влияет на функционирование мозга, и отыскали целый ряд конфигураций в реакциях на стимулы различной природы. "Эти в основном положительные конфигурации не отменяют того, что умение читать, как и другие сложные возможности, также приводит к эффектам "конкуренции" (возможностей) в области коры. В области, отвечающей за определение печатного текста, изображения шахматной доски и лиц вызывали значительно меньшую активность. Интригующая возможность того, что наше умение читать развивается в ущерб способности принимать лица, будет рассмотрена в следующих исследованиях", - отмечают создатели. Ученые собрали группу из 63 португальцев и бразильцев, 11 из которых не умели читать, 22 научились этому уже во взрослом возрасте, а все другие - в детстве, когда учились в школе. При всем этом, как отмечают сами создатели, они целенаправленно работали не с "высокообразованными студентами институтов", которые обычно оказываются добровольцами в нейроисследованиях, а с обычными людьми. После оценки возможностей чтения у всех участников опыта Дегаэне и его коллеги с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии следили за реакцией мозга на различные стимулы, а конкретно, на изображения лиц и других объектов, устные и печатные тексты и математические задачи. Исследователи узнали, что умение читать, вне зависимости от того, когда оно появилось, взаправду очень влияет на реакции мозга на эти стимулы. Во-1-х, оно усложняет компанию зрительной зоны коры мозга. Во-2-х, у умеющего читать человека практически вся сеть нейронов, отвечающая за восприятие устной речи, в левом полушарии активируется и печатным текстом. "Таким образом, чтение, будучи относительно недавним культурным изобретением, по эффективности сравнивается с самым эволюционно развитым каналом коммуникации человека - речью", - пишут создатели статьи. Не считая того, умение читать положительно влияет на процесс обработки устной речи, усиливая работу фонологической области в части височной толики, относящейся к слуховой ассоциативной коре (planum temporale). Ранее ученые из Колумбии и Великобритании, проведя свое исследование на группе колумбийских партизан, обучившихся грамоте только по достижении зрелого возраста, узнали, что обучение чтению и письму изменяет структуру мозга, увеличивая плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах.

Похожие статьи: