Мамонты земли российской

Когда в 1967 году журналист Юрий Бычков ехал на собственном «Москвиче» по русским дорогам, выписывая будущий маршрут «Золотого кольца», в Зарайск ненамеренный благодетель советско-российского туризма не попал. Так и остался «город за раем» сам по для себя — без золотых колец, без толп туристов, вываливающихся из экскурсионных автобусов, без назойливых гидов, повествующих невообразимые байки.

Зарайску все

Когда в 1967 году журналист Юрий Бычков ехал на собственном «Москвиче» по русским дорогам, выписывая будущий маршрут «Золотого кольца», в Зарайск ненамеренный благодетель советско-российского туризма не попал. Так и остался «город за раем» сам по для себя — без золотых колец, без толп туристов, вываливающихся из экскурсионных автобусов, без назойливых гидов, повествующих невообразимые байки.

Зарайску все это вроде и ни к чему. Сонный провинциальный городок оплетает путника атмосферой благостного спокойствия. К истории тут относятся без экзальтированного придыхания — в истории тут просто живут. Зарайский кремль, не покорившийся ни противникам, ни времени, владычествует над городом с XVI века — в главном, ради кремля в Зарайск и движутся: стопроцентно сохранившиеся древнейшие крепости в Рф сегодня уникальность.

Кремль, соборы, соборы, соборы, штатская застройка XVIII и XIX веков — Зарайск вроде бы ничего и не прячет от заезжих гостей, а те, сделав пару тыщ фото и поддавшись общей благостной атмосфере, этим и удовлетворяются. Но свои подлинные потаенны Зарайск прячет поглубже — в земле и в дальних, очень дальних временах. И, кстати, заглавие «Зарайск» к раю не имеет никакого дела.

Колыбель цивилизации

Давным-давно не было тут ни лесов, ни многоводных рек. Была сплошная тундростепь — климатическая зона, на данный момент на земном шаре не существующая. Обширные просторы, поросшие редчайшим кустарником. И нескончаемый холод. Даже летом температура не подымалась выше +5. Зимы были сухие и малоснежные, заместо сугробов — узкий слой снега, на котором оставляли свои следы большие копотливые мамонты. Вообщем, живности было много: носились вскачь шерстистые носороги, бесшумно крались по тундростепи саблезубые кошки, скитались кое-где у горизонта стада северных оленей, овцебыков и бизонов… «Ничего, жить можно», произнесли бы 1-ые люди на подмосковной земле. Они основались тут в эру палеолита, другими словами в самом начале каменного века. «Здесь» — это как раз на местности грядущего Зарайского кремля: под его стенками была найдена палеолитическая стоянка, самое древнее свидетельство пребывания человека на столичных землях.

Открыли Зарайскую стоянку совсем случаем. В 1980 году у подножия Никольской башни велись строй земельные работы. Кто-то из служащих местного краеведческого музея, проходя мимо, увидел в отвале земли осколки кремня, очевидно подвергшиеся ручной обработке. Находку проявили юному столичному археологу Александру Трусову. Тот опознал в неказистых камушках орудия труда старого человека.

Когда археологи приступили к целенаправленным раскопкам, их удивлению не было предела. Под стенками кремля были обнаружены остатки жилищ, построенных из больших костей и бивней мамонта. По нраву обработки кремня, ну и просто по факту наличия мамонтовых костей, стоянку отнесли к самому старому периоду каменного века, к палеолиту. Проще говоря, люди поселились на зарайских буграх приблизительно 24 — 22 тыщи годов назад.

Наши древнейшие праотцы были охотниками. Занимались загонной охотой на все, что крупнее оленя. Загонная охота — это когда масса звучно орущих людей гонит одичавшую животинку на вооруженных охотников — либо на вкопанные в землю острые копья и другие травмирующие предметы. Конец таковой охоты художники-романтики обожают изображать в виде большой ямы с торчащим на ее деньке колом, что к реальности не имеет дела. Выкопать здоровую яму в нескончаемой мерзлоте не позволяли ни фактически нескончаемая мерзлота, ни неидеальные орудия труда. Так что бегущие в поисках спасения от человечьих криков мамонты либо бизоны обычно с разбегу налетали на вкопанные в землю заостренные кости и бивни собственных ранее погибших товарищей по несчастью.

Мамонт, следует признать, был настоящим кормильцем людей палеолита. «Наше всё» каменного века. Из его больших костей, бивней и шкур сооружали жилья, напоминавшие эскимосские яранги. Мясом мамонта поправлялись, маленькими костями и жиром — топили очаги либо так именуемые жировые лампы — емкости, заполненные жиром, с закрепленным снутри фитилем. Таковой экономный обогревательный прибор худо-бедно поддерживал в помещении плюсовую температуру.

Долгими прохладными вечерами, сидя у камелька, особо даровитые древнейшие человеки вырезали из мамонтовой кости истинные шедевры. Музеев тогда не было, а в наше время любая схожая находка производит немаленькую сенсацию. Так случилось и в Зарайске: не так издавна, в 2005 году, во время плановых раскопок тут была найдена костяная фигура, поражающая своим натурализмом и изяществом: известный «Зарайский бизон».

Фигурку «бизона» древнейшие люди аккуратненько захоронили на маленьком земельном подие, с соблюдением только им понятных волшебных обрядов. Видимо, таким макаром они пробовали сохранить фортуну на охоте — ведь современные зоологи, пристально исследовав находку, постановили: резчик изобразил не сурового быка, а молодую корову — самую легкую и вожделенную добычу для охотничьего коллектива.

Сейчас «Зарайский бизон», общепризнанный шедевром мирового уровня, укрыт от глаз любопытствующей публики в запасниках музея «Зарайский кремль», который размещен в здании бывшей Троицкой церкви. Сотрудники музея разлюбезно предоставили нам его изображение.

«Зарайский бизон». Фото предоставлено музеем «Зарайский кремль». Strana.Ru

«Зарайский бизон»

Но не только лишь мамонтов и бизонов истребляли ради пропитания и проживания наши древнейшие праотцы. По статистике, на втором месте после костей мамонта — косточки песца. Зверьков ловили разными силками и капканами, а позже пускали их лохматые теплые шкурки на пошив одежки. К слову, одежка эта практически ничем не отличалась от классической одежки современных северных народов.

Чего пока не нашли на зарайской стоянке, так это косточек самих жителей стоянки. Но, судя по захоронениям в более близких к Зарайску археологических районах, на русских просторах тогда жили плечо о плечо представители 2-ух рас — европеоидной и старой негроидной, либо, говоря языком антропологов, гримальдийской расы, сейчас уже не имеющейся.

Эра «вечного льда» оказалась невечной и завершилась внезапно — по современным меркам, это случилось в течение жизни 1-го поколения. Резко поменялся климат. Сезонный температурный режим очень приблизился к современному. Ледник растаял. Просторы тундростепи начали зарастать неслыханными доныне большенными деревьями. Следом за тающим ледником, в поисках холода ушли мамонты. Там, на севере, огромные шерстяные слоны наших равнин и отыскали собственный конец.

Люди, пережив шоковую акклиматизацию, продолжили свое существование на благодатных берегах речки Осетр. Много племен и народов прошло через эти бугры. Кто-то проходил мимо, а кто и оставался навечно.

Потаенна имени

Поселения, прибыльно расположенные на реке Осетр, обрели официальный статус в 1146 году, совместно с первым упоминанием в летописи. На год ранее Москвы. Но, в отличие от Москвы, город на Осетре за неизменное заглавие особо не держался. История сохранила все имена, которые когда-либо носил современный Зарайск, и перечень этот длиннющий и различный, как шпионский набор: Осетр, Красноватый, Святого Николы Корсунского, Заразск, Новгородок-на-Осетре, Заразеск, Зараеск, Никола Заразской-на-Осетре, Никола-на-Осетре, Николы Заразского Посад, Никола Заразский, Зорайск, Зараск, Зарайск, Заразской.

В чередовании заглавий почаще иных находится имя святителя Николая и варианты странного слова «Заразск». С Николаем все очень просто: в 1225 году в город была перенесена из Корсуня (Херсонеса) именитая чудотворная икона святого Николая Мирликийского, популярная в наши деньки как «Никола Зарайский». А вот «Заразск»…

По легенде, в 1237 году местный удельный князь Федор Юрьевич с дружиной ушел навстречу уничтожившим соседнюю Рязань войскам хана Батыя. В городке осталась его супруга, княгиня Евпраксия, с малышом Иваном на руках. Отважный князь совместно с дружиной умер в неравной битве с татарскими супостатами. Княгиня, узнав об этом, поднялась совместно с отпрыском на самую высшую башню княжеского терема. Оттуда она лицезрела, как татарские орды ворвались в беззащитный город, выломали двери терема... Евпраксия, держа на руках малыша, ринулась с башни вниз и «разразилась» либо, как тогда гласили, «заразилась» насмерть… Считается, что свое имя город получил после чего памятного и грустного действия: «Заразск». Место, где «сама себя заразила», другими словами сделала суицид, княгиня совместно с отпрыском. «...И оттоле то место Заразом прозвалося»…

Правоверная церковь, понимая реалии тех пор, самоубийцу Евпраксию канонизировала как страдалицу, сохранившую верность супругу и гибелью спасшую отпрыска от осквернения другой верой. На местности кремля стоит монумент всему святому семейству: князю Феодору и княгине Евпраксии Зарайским, также их отпрыску Иоанну.

Судьба старенького вояки

Крепостью Зарайск стал вынужденно, в силу политических событий. Через город проходили несколько принципиальных старых торговых путей, в том числе и важный Астраханский тракт: кратчайший путь от Москвы до Каспийского моря. Историческая закавыка заключается в том, что Зарайск находился в зоне воздействия Рязанского княжества, а рязанские князья состояли с столичными в очень натянутых отношениях. Для московитов стратегически прибыльный Зарайск был как кость в горле.

Злосчастные зарайцы привыкли ожидать проблем как с юга, из степи, так и с севера, от очень лихих, уже в то время, москвичей. Поэтому и перевоплотился Зарайск в город-крепость. Даже до постройки каменных укреплений Зарайский кремль был фактически неуязвим.

К XVI веку город «сдался» Москве, став всеполноценным субъектом Величавого княжества Столичного. В 1528 году Василий III, отец Ивана Сурового, повелел заложить каменный кремль «на Осетре у Николы Заразского». Крепость и входящий в зону ответственности зарайских воевод участок береговых укреплений на Оке числились самыми надежными. Даже Девлет Гирей, в 1570 году стопроцентно спаливший Москву, не сумел взять Зарайский кремль.

Сначала «смутного» 1610 года зарайским воеводой был назначен Дмитрий Пожарский. Город неудачно осаждали войска Лжедмитрия II. Сначала марта 1611 года Козьма Минин прорвал блокаду городка и выдвинулся на помощь Москве. Что случилось в 1612 году — уже понятно: Минин и Пожарский во главе ополчения освободили российские земли от польских интервентов.

Пару веков Зарайск ощущал себя полностью комфортабельно — источники угроз переместились на запад, можно было воспользоваться всеми плодами мирной жизни. Город процветал до 1847 года — тогда была проложена новенькая трасса Астраханского тракта либо, по-современному, Рязанского шоссе. И прошла она, вопреки исторической справедливости, в стороне от Зарайска. Некое время спустя была построена Казанская стальная дорога — да и она прошла на значимом удалении от городка. Зарайск, оторванный от больших торговых путей, некогда давших ему начало, стал медлительно гаснуть — разделив судьбу многих исторических городов Рф. Вот и в ХХ веке Зарайск оказался в стороне от торенных и выгодных туристских маршрутов.

Но сейчас и город, и его гости начали осознавать всю красота этого положения. «Забытье» посодействовало сохранить бессчетные исторические монументы — молвят, на душу населения их в Зарайске даже больше, чем в примыкающей Коломне. От Москвы — 140 км прямоезжей дороги. Некогда источник проблем, сейчас Москва — главный поставщик пытливых путников, вялых от родного крупного города и оттого особо ценящих провинциальную тишину исторических городков.

И этой умиротворенной тишины в Зарайске в достатке. В дополнение к бессчетным тайнам старого городка, которые он открывает не многим и не сходу.

http://strana.ru

Похожие статьи: