По некий загадочной причине достойные внимания для мировой науки феномены возникают в Ямало-Ненецком автономном окружении очень изредка. Но исключения бывают. Вот, к примеру, в прошедшем году один местный пастух случаем натолкнулся на замороженный труп мамонта, дошедший до наших дней в умопомрачительно неплохой сохранности.
Как и полагается в таких случаях, мамонту дали человеческое имя. На этот раз его окрестили Хоть какой — в честь супруги того самого охотника. Мы не знаем, была ли она рада такому нетрадиционному сюрпризу — не каждый денек чьим-то именованием именуют дохлых мамонтов! Но учёные находке обрадовались неописуемо, ведь таковой достаточно целостный экземпляр комфортно изучить при помощи компьютерной томографии.Хвост был здесь. Сейчас его нет. Но всё остальное на месте (фото MT/ themoscowtimes.com).
Ранее палеонтологи изучали средством этой технологии самые различные штуки — останки крокодилодинозавров, диномумий, череп нигерской скотины, закаменевшие микроэмбрионы и всяких длинношеих тварей.
Для томографического исследования мамонтёнка на несколько месяцев передали группе исследователей из токийского института Дзикеи (Jikei University) под управлением доктора Наоки Судзуки (Naoki Suzuki). Длительное время они не ведали ничего понятного о собственных успехах. Но на деньках всё же заявили, что им удалось получить беспримерно четкие изображения органов животного. Как сообщается, это самые подробные снимки, которые когда-либо позволяли разглядеть внутренне строение ископаемого зверька.
С ранешнего юношества Люба желала стать камбалой. Но жизнь распорядилась по другому, и сейчас она в каком-то смысле модель (фото Museum in Salekhard/news.nationalgeographic.com).
В итоге исследования выяснилось много деталей из жизни Любы. Правда, изучили поведали далековато не обо всём, что узнали, — им самим ещё предстоит разобраться с приобретенными сведениями.
По уточнённым оценкам, палеонтологи имеют дело с самкой мамонта, которая жила приблизительно 37,5 тыщи годов назад. В момент смерти ей было всего 3-4 месяца. По всей видимости, мамонтёнок питался только только молоком, ибо, как и слонята, эти детёныши навряд ли могли переваривать другую еду до годовалого возраста.
Один из томографических снимков Любы, представленных публике. Остальное обещают показать в скором времени (фото Museum in Salekhard/news.nationalgeographic.com).
На снимках спецы узрели, что у малеханькой мамонтихи нет не только лишь серьёзных наружных повреждений, да и отсутствуют травмы сердца, печени и других органов, жировых тканей. По словам 1-го из участников исследования Алексея Тихонова, научного сотрудника Зоологического института РАН, ценно то, что внутренности остались в естественном расположении.
Любу загружают в сканер для компьютерной томографии (фото Museum in Salekhard/news.nationalgeographic.com).
В любом случае, разумеется, что мамонтёнок был в неплохой форме и умер очень стремительно. Вероятнее всего, злосчастное создание утонуло, внезапно свалившись в речку либо в озеро — его хобот, рот и даже пищеварительный тракт набиты грязюкой, попавшей из взбаламученного ила, когда умирающий зверек пробовал сделать вдох.
С пришествием катастрофической развязки тело мамонта оказалось в критериях, очень подходящих для неплохой сохранности, — под довольно прохладной водой и грязюкой.
Наоки Судзуки: "Несколько малеханьких кусочков мы потушили в красноватом сухом вине, но с карри переборщили — и вкус вышел не очень" (AP Photo/Shizuo Kambayashi).
Последующий шаг исследования Любы будет ориентирован на био исследование образцов тканей. По воззрению Тихонова, если органы так здорово сохранились, не исключено, что в их можно будет просто отыскать древнейшие вирусы.
Но это далековато не всё, что научный мир собирается получить от мамонтёнка. Ведь в его дыхательных путях и пищеварительных органах должна оставаться пыльца старых растений, по которой учёные уповают вернуть картину тогдашней флоры.
За всю жизнь Люба не выкурила ни единой сигареты, не испила ни рюмки водки — и сохранилась в хорошей форме. Есть с кого брать пример, дорогие читатели! (фото Reuters, Sergei Cherkashin, Daniel Fisher, Bernard Buigues, University of Michigan).
Заодно ожидается выяснить, могло ли потепление погубить мамонтов (догадки об этом уже высказывались ранее), добыть "доброкачественную" мамонтову ДНК (что было не один раз реализовано с наименее сохранными эталонами). И, может быть, даже возвратиться к старенькой идее возродить популяцию мамонтов.
"Ребят, а ребят! Пока мы выходили, она, кажется, снова успела проглотить радио!.." (фото Reuters/Sergei Cherkashin).
Да только Алексей Тихонов считает, что смысла в этой затее нет, ведь сегодня совершенно другая окружающая среда, ну и климат не тот.
Словом, мамонтам пока открыта только одна дорога — в соответственный музей. Что ж, и то хорошо.