Древнейшие строения, обнаруженные в Турции, числятся старейшими храмами в мире. Но археолог Тед Бэннинг из Института Торонто (Канада) считает, что они не имели эксклюзивного религиозного предназначения. Спец считает, что строения Гёбекли-Тепе возводились для людей, а не богов, докладывает «Компьюлента».
Гёбекли - это бугор, расположенный неподалёку от городка Урфа. В 1995 году Клаус Шмидт из Германского археологического института и его коллеги из музея Шанлиурфа (Турция) нашли там остатки больших сооружений с большенными каменными столбами, на многих из которых вырезаны змеи, скорпионы, лисы и другие животные.Наличие произведений искусства и значимые усилия, которые должны были приложить строители и декораторы, также отсутствие доказательств какого-нибудь неизменного поселения в этом районе принудили Шмидта и его коллег заключить, что перед ними священное место, куда приходили паломники, - собственного рода неолитические (либо даже мезолитические) Дельфы. Зданиям более 10 тыщ лет.
Бэннинг предлагает иную интерпретацию. Он показывает на то, что в процессе последующих раскопок были обнаружены следы ежедневной деятельности - обработки камня и изготовления еды. Это значит, что люди жили в этих зданиях, причём в достаточно огромных количествах. Может быть, это вправду были храмы, но люди полностью могли там обитать. Спец не лицезреет бесспорной связи меж декорированными столбами и грандиозностью конструкции с одной стороны и невыполнимостью жить тут - с другой.
«Представление о том, что искусство (даже монументальное) находится только в связи со святынями либо другим небытовым местом, не выдерживает критики, - отмечает Бэннинг. - Существует огромное количество этнографических свидетельств о том, что люди прилагают значимые усилия для дизайна жилых строений и помещений - чтоб выделить подвиги протцов, прославить щедрость вождя, поведать свою родословную, также записать сведения об инициациях и иных семейных ритуалах».
К примеру, домашнее искусство сохранилось в стенных росписях Чатал-Хююка - другого старого поселения на местности Турции.
Бэннинг приходит к выводу, что храмы в реальности были большенными общинными домами - собственного рода аналогом домов краснокожих северо-западного побережья Северной Америки. Может быть, что разные ритуалы проводились в разных зданиях, и жители каждого дома в некий мере отвечали за тот либо другой обряд, другими словами кто-то за празднички, кто-то - за ритуалы погребения, и т.д..