Принято считать, что гладиаторы - это рабы, отправляемые жестокими владельцами на бой, где их ожидала неминуемая смерть. И все ради удовлетворения людской жажды зрелищ. Однако это далеко не так. Существует как минимум четыре мифа о гладиаторах, которые можно с легкостью развенчать...
Большинство современных молодых людей при слове «гладиатор» представят себе разве что Рассела Кроу в роли опального полководца Максимуса. Люди постарше, быть может, вспомнят еще и Кирка Дугласа из фильма «Спартак». И... все. Этим, пожалуй, ограничивается список «источников», на которых наш современник строит свои представления о нравах Древнего Рима. Если спросить среднестатистического россиянина, что он знает о гладиаторских боях, то ответ, скорее всего, будет такой: это безжалостная бойня без правил, этакая кровавая куча-мала, в которой бились не на жизнь, а на смерть бесправные рабы...
Не скрою, еще несколько лет назад и я разделял подобное мнение. Тем неожиданнее для меня было узнать о замечательной находке австрийских археологов, совершенной недавно. Ученым из Венского археологического института удалось раскопать кладбище античных гладиаторов в Эфесе, провинциальном городке Римской империи, находящемся ныне на территории Турции. Удивительной была не только сама находка, но и те выводы, которые сделали австрийские антропологи, тщательно изучив останки десятков бойцов, а также надписи на могильных плитах погребенных гладиаторов. И выводы эти полностью опрокидывают расхожие мифы, знакомые нам с детства...
Дешевое пушечное мясо
Как оказалось, гладиаторы были вовсе не дешевым «пушечным мясом», а настоящими профессионалами, что-то сродни нынешним футбольным и хоккейным «легионерам». За ними тщательно ухаживали, лечили и берегли, не скупясь на лекарства и средства по укреплению здоровья. На некоторых останках видны следы хирургического вмешательства, в том числе таких сложных операций, как ампутация конечностей и черепная хирургия.
Гладиаторы проходили серьезную подготовку в специальных школах. На обнаруженных скелетах на кладбище в Эфесе видны изменения костей, вызванные жесткими тренировками. Так, у одного воина рука, которая держала меч, была длиннее другой почти на пять сантиметров. Точно такое же явление можно встретить у современных теннисных звезд, хотя держат они куда более легкую ракетку. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном бревне. После освоения азов фехтования ученику вручали уже не деревянный, а железный меч, причем для укрепления мышц это оружие делалось в два раза тяжелее боевого.
В течение всего времени обучения в школе за состоянием «учеников» внимательно следил «штатный» врач. Для того чтобы понять, насколько «трепетно» относились к здоровью будущих гладиаторов, достаточно сказать, что величайший древнеримский врач Гален долгое время работал не где-нибудь, а в Большой императорской школе гладиаторов.
Справедливости ради надо отметить, что такая забота была вызвана вовсе не гуманизмом, а соображениями банальной экономии: владельцу школы было бы крайне накладно потерять из-за болезни и плохого питания бойца, в обучение которого вложено так много времени и средств.
По уровню подготовки гладиаторы походили на современных атлетов. Их мускулы были чрезвычайно развиты усиленной тренировкой и... превосходной диетой! В костях воинов обнаружено много стронция и мало цинка. Это означает, что они совсем не ели мяса, а питались высококалорийными продуктами: злаками и бобами (почти как современные спортсмены!). Покажется невероятным, но эти свирепые бойцы были вегетарианцами! Естественно, все это делалось не из любви к «братьям нашим меньшим», а исходя из тех медицинских знаний, которыми уже обладала к тому времени римская цивилизация. Кости с повышенным содержанием стронция могли выдержать сильные удары на арене, да и раны заживали быстрее. Единственным исключением из этой спортивной диеты был ужин накануне сражения: тогда гладиатор мог есть все, что душе угодно.
Бесправные рабы
Многих из них - пленных, рабов, преступников - действительно силой отправляли на арену, но чем дальше, тем больше шли в гладиаторы добровольцы. К закату Римской империи именно они составляли подавляющее большинство участников смертельных схваток.
С рабами и преступниками все понятно - их мнения не спрашивали, но что заставляло свободных граждан избирать такую смертельно опасную профессию? Причины прозаичны: бедняка гладиаторская школа избавляла от постоянной заботы о куске хлеба. Лихого молодца, в котором кипел избыток сил, она прельщала блеском будущих побед, богатством, славой. И если тебе повезло, если удача тебе улыбнулась, если ты выходишь победителем в схватках, то становишься, говоря современным языком, «звездой светской хроники». О тебе говорят с восхищением в скромных мастерских ремесленников и в богатых особняках сенаторов. Римские матроны с тобой кокетничают. Патриции берут тебя в свои телохранители. Юноши из знатных фамилий учатся у тебя фехтованию. Императоры спускаются на арену, чтобы поздравить победителя. Ну чем не нынешние великие спортсмены?!
Отношение к гладиаторам было окрашено даже некоторой ноткой мистичности. Так, кровь убитых воинов считалась священной. Ее давали пить больным эпилепсией.
Богатые невесты смачивали в ней шпильки и гребни своей свадебной прически - считалось, что это гарантирует счастливую семейную жизнь.
Стенка на стенку
Существует мнение о том, что гладиаторский бой - это дикая массовая мясорубка. Но сражения вовсе не были обыкновенной дракой «стенка на стенку». Гладиаторы организовывались строго попарно, причем пары подбирались примерно равные по силам и подготовке. Голливудские фильмы дают искаженное представление об этих состязаниях.
Поединки гладиаторов - не дикая резня, а соревнования по определенным правилам и с обязательным участием судей. Это своего рода боевой спорт. И как в каждом виде спорта - с ошибками и пристрастием судей. У гладиатора есть свой кодекс чести: он бьется до последнего и предпочитает смерть бегству. Струсить перед противником, бежать от него - значит покрыть себя несмываемым позором. Гладиатор должен был принять смерть с достоинством, что считалось показателем храбрости и мужества, какими должен обладать настоящий римлянин. «Умереть, как гладиатор» было высшей похвалой для любого солдата. Поэтому бои представляли собой скорее образцы военного искусства, а не обычные драки.
Кроме того, для устроителя игр было очень накладно, если в бою погибали опытные гладиаторы. Подготовка пополнения занимала много времени и средств. А ведь зрители хотели именно профессионального зрелища. Поэтому зачастую один воин не убивал другого до смерти, а сражался до убедительного преимущества (например, поломанной конечности). Чаще всего бойцы умирали не от прямого удара в бою, а от последующих инфекций, занесенных оружием. В эпоху Римской империи четыре из пяти гладиаторов покидали арену живыми. Поскольку гладиатор сражался обычно не чаще трех-четырех раз в год, то у многих судьба завершалась и не столь печально, как принято думать.
А судьи кто?
Потерявшего сознание смертельно раненного гладиатора добивали уже вне арены с помощью специального молота, который, кстати, не использовался в битвах. Если же боец был еще в сознании, то имел право просить о помиловании. Так как разговаривать на манеже ему запрещалось, с публикой и противником он общался жестами. Принято считать, что судьбу гладиатора определяли зрители, опуская или поднимая большой палец руки. Направленный вверх большой палец руки означал жизнь, в то время как опущенный вниз - смерть. Неизвестно, кто первым высказал такую точку зрения, но до нас не дошло ни одного подтверждения этого факта ни в письменных, ни в изобразительных памятниках римской эпохи.
Более вероятным считается мнение о том, что, когда зрители выражали желание добить поверженного гладиатора, они распрямляли большой палец, а если настаивали на помиловании, убирали его внутрь ладони, то есть показывали кулак. Окончательный вердикт в соответствии с мнением зрителей выносил император, используя тот же знак - оттопыренный палец или кулак. Скорее всего, ошибочное представление возникло из-за неправильного перевода выражений pollice verso (от лат. «повернутый большой палец»), pollice compresso (от лат. «сжатый большой палец»), использовавшихся для обозначения соответствующих жестов. Так что опущенные или поднятые пальцы зрителей римских амфитеатров - еще один миф, пришедший, скорее всего, из старинных гимназических учебников.