Во многих частях света можно услышать предания о таинственных племенах, представители которых обладают мистическими свойствами. Они живут обычно в отрыве от цивилизации – в глухой лесной чащобе, высоко в горах или даже под землей. А кое-кто убежден, что они вообще появляются из другого измерения через дыру в пространстве-времени… Мы – жители России, и нам чужды западные сказки о гномах, охраняющих заколдованные клады. Но имеется и у нас своя удивительная мифология…
Якутские циклопыВ якутских мифах упоминается о каких-то «диких людях» - «чучун». Это существа, похожие на человека, но очень высокого роста, с телом, покрытым черной шерстью, а кроме того, однорукие и одноглазые. У них есть оружие - ножи, копья, луки со стрелами, с помощью которых они убивают животных. Мясо они едят сырым, а звериные шкуры носят вместо одежды.
Чучун очень быстро бегают. К людям они относятся враждебно - при встрече бросают в них камнями и стреляют из лука. Тайком прокрадываясь в стойбища, дикари похищают женщин и оленей. Так как все чучун - самцы, женщины, очевидно, нужны им, чтобы дать потомство. Им приписывают и мистические свойства. Говорят, что если кровь убитого человеком чучуны попадет на одежду или нож охотника, то все члены его семьи лишатся рассудка, а через несколько дней их настигнет смерть.
Где живет чудь?
На Урале и в Западной Сибири ходит немало преданий о так называемых подземных народах. Рассказывают, что некогда существовало племя темнокожих людей, обладавших магическими способностями, - «чудь». Они будто бы построили под землей города и живут там до сих пор. Иногда в пещерах и горных штольнях обнаруживают их следы. А иным людям даже доводилось побывать в подземных городах страны Чуди, о которых они потом рассказывали удивительные вещи.
По одной из версий, жили чудь на Алтае, на территории современной Колывани. Отсюда и название: на языке народа чудь «кола» означало «рыба», «эвань» - «ручей», все вместе – «рыбный ручей». Чудь добывали здесь руду. Часть ее шла на переплавку и из нее делали оружие и еще какие-то загадочные вещи. Остальная же руда просто разбрасывалась вокруг. Когда в эти края стали наведываться посланцы царя, чудь ушли под землю: «земля закрывалась над ними».
По другой версии, чудь населяли район Верхней Печоры. Они ушли под землю, а другое племя, печора, осталось, от него и речку так прозвали.
В разных концах России вам покажут места, где якобы скрыт вход в подземную страну чудь. Одно из них – гора с округлой вершиной на равнине близ деревни Кривое Озеро под Верхотурьем. Зовется она Чертово городище. Согласно мифам, гора эта рукотворная и стоит на том самом месте, где чудь опустились под землю… Людям вблизи горы постоянно что-то мерещится, а по ночам над вершиной Чертова городища видят странные огоньки… А на севере современной Кировской области стоит холм под названием Бум-гора. Говорят, что холм полый, и если сильно ударить по его поверхности, раздастся гул. Именно тут чудь будто бы совершили свой исход…
Белые человечки тундры
На Крайнем Севере обитал якобы когда-то таинственный народ сиртя (или сихиртя). Это были люди маленького роста, светлоглазые. Их считали кем-то вроде колдунов. Раньше сиртя жили на поверхности тундры, но потом ушли под землю – в высокие сопки, называемые «седе». Произошло это будто бы в результате какого-то катаклизма. Одни источники свидетельствуют, что на Ямале началось сильное наводнение, другие – что с приходом обычных людей – ненцев - земля «повернулась обратной стороной».
Так или иначе, сиртя избегали общения с обычными людьми, выходя в тундру только по ночам. По одной из версий, от дневного света у них лопались глаза. Они носили странную одежду с металлическими подвесками, занимались ювелирным и кузнечным ремеслом и, видимо, вступали с простыми смертными в коммерческие отношения.
Местное население утверждает, что сиртя встречаются и в наши дни. Они по-прежнему живут у себя под землей и пасут стада мамонтов(!), а по ночам выходят на промысел – охоту или рыбную ловлю… Иногда они показываются людям.
Вот какую историю поведала в 1987 г. пожилая ненка писателю Григорию Темкину. Две одинокие сестры-старухи – Галина и Павла – каждый год уходили в тундру и ставили сети на рыбу. Как-то заметили: на одном озере рыба из сетей стала пропадать, только чешуя остается. Решили подкараулить вора. Поставили сетку, а сами спрятались в зарослях на берегу.
Вскоре со стороны озера послышался странный звук – будто кто-то плачет. Немного погодя с сопки посыпался снег. Так бабкам показалось. А ведь лето… И вдруг они увидели какую-то белую фигуру, шедшую по воде. Разглядели получше – а ночи-то светлые стояли – и увидели, что это человечек небольшого росточка, беловолосый, с мешком в руках. Он встал над сетью – и рыба сама к нему в мешок принялась запрыгивать…
Человечек всю рыбу из сети забрал и как погрозит в сторону кустов! Как-то узнал, что старухи там прячутся. Дошел до сопки и пропал. Только столб из света над тем местом показался. А бабки опомнились – и давай ноги уносить. Очень испугались и больше туда не ходили. Галина вспомнила потом – бабушка покойная ей рассказывала, что в этих сопках существа какие-то живут: не то люди, не то черти. Днем прячутся, а ночью промышлять выходят… А раньше их в тундре было много.
Косвенным доказательством существования сиртя являются изделия из железа и бронзы, изготовленные в I тысячелетии до нашей эры. Совсем недавно ямальский оленевод Мэе Окотэтто обнаружил на севере Ямальского полуострова металлические наконечники стрел, топор, гарпун и фрагменты керамики. По мнению исследователей, эти изделия не относятся к культуре ненцев, живших в этих краях с незапамятных времен. Скорее всего, они принадлежали народу, обитавшему здесь ранее. Возможно, загадочным сиртя…