Каждый белый охотник, принимавший участие в преследованиях зверей в Африке, слышал рассказы о таинственных хищниках, которые никогда не фигурировали в охотничих лицензиях. Тем не менее, по словам местных жителей, эти животные рыскают в поисках добычи вокруг селений или скрываются в засаде на лесных тропах и в болотах.
В любом охотничьем лагере, когда проводники и носильщики рассаживаются ночью у костра, они рассказывают чудные истории об этих страшных созданиях: о ндалауо, беспощадном, воющем людоеде лесов Уганды; о мбилинту, гигантском слоне-гиппопотаме болот Конго; о наводящей ужас мнгве, бесшумной кошке из кокосовых рощ на побережье; о лау и луквате, безобразных чудовищах, чьи отвратительные крики слышны сквозь серые ночные туманы озёр. Кто-то считает, что можно напустить ужас на весь лагерь историей о зловещей ночи в стране Масаи, когда ненасытный керит, внушающий страх, нападал на лачуги - под самым носом у белых - и утаскивал прочь пронзительно кричащие жертвы. При этом в рассказе всегда можно приврать - от этого он хуже не становится. Дрожащие языки пламени охотничьего костра оживляют затаившиеся в темноте тени. Уныло плачет крадущаяся гиена, пронизывающий лай любопытного шакала придаёт рассказу большую реалистичность. Носильщики-негры садятся у костра теснее, белый бросает быстрый опасливый взгляд на ружья и наливает себе спиртное... В такие ночи в поисках жертв и рыскает керит.Можно с лёгкостью объявить эти истории не более чем плодом воображения местного населения, порождённым невежественными суевериями или, возможно, иллюзиями из-за долгого сидения у костра рядом с разогретым нтулу - сосудом с пивом. Однако это бы было поспешным умозаключением. В каком-то виде эти "загадочные" животные всё-таки существуют: они рыщут в поисках добычи, воют, кричат, прячутся в засадах, прыгают, убивают...
Любой коренной африканец никогда не запутается в знакомой ему местности, не спутает он и местных животных, а также не будет утверждать, что напавшее животное - мнгва, если на самом деле это неправда, потому что любая старуха в посёлке без существенных проблем может его опровергнуть, глядя на следы зверя или оценив, каким способом он напал, заявив, что атаковал лев, леопард или гиена. Местные жители чётко различают зверей. Одна хорошо известная охотничья песня рассказывает о симбе (льве), нсуи (леопарде) и мнгве, ясно показывая, что в представлениях аборигенов нет никакой путаницы между тремя этими плотоядными животными.
Более того, множество белых охотников, поселенцев, чиновников, чьи показания не вызывают сомнений, шли по следу, слышали, стреляли и иногда даже видели и боролись с этими загадочными монстрами. Нередко "мифических" животных удавалось поймать или застрелить, как произошло недавно с нсуи-фиси. Тогда местные припоминали: "Мы же вам говорили!", а зоологам только и оставалось почёсывать затылок и бормотать невнятные объяснения. Однако большинство из загадочных животных пока не было добыто. Как когда-то окапи, который на протяжении долгого времени считался не более чем мифом, они остаются неуловимыми. Рёв, вой, нападение на посёлки, вопли испуганного домашнего скота, крики... зверь появился - зверь исчез.
Типичным примером в череде таких историй стал неизвестный монстр, за короткое время опустошивший огромную территорию на севере провинций Мыса Доброй Надежды и Трансвааля. Никто не видел этого животного, но его следы были известны, и его жестокие набеги породили массовый страх. Местные называли его ходумодумо или "зверем с широко открытым ртом". В мёртвой тишине, под прикрытием чёрных ночей этот мародёр вторгается в посёлки и на фермы, перепрыгивает шестифутовый частокол и, схватив овцу, козу или телёнка, перепрыгивает забор обратно, чтобы исчезнуть со своей добычей.
Восточноафриканские легенды гласят: в Кении и, пожалуй, во всей Африке не найдется зверя опаснее, неуловимее и загадочнее керита. Это весьма странное животное заслужило дурную славу людоеда и имеет сразу несколько названий: чемозит, кодумодумо, дубу, керит, гедит, кикамбангве, вере, сабруку керит, чимисет, нанди-бер…
Ни фотографий, ни костей этого животного в распоряжении специалистов нет, и остается полагаться на описания очевидцев.
В первой половине 20 века, судя по количеству свидетельств, медведь нанди встречался довольно часто. Так, сохранились сообщения Джефри Вильямса, майора Тулсона, записанное антропологом Хобли (1912), Корбетта (1913), инженера Хикса (8 марта 1913), фермера Кара Бакстона (1919). Шиндлер, рабочий мададской железной дороги, сделал зарисовки следов, похожих на собачьи, вот только по размеру намного больших – около 8.5 дюймов.
Впервые таинственный кенийский людоед «рассекретил» себя во время так называемой Нанди-экспедиции, когда группа натуралистов-добровольцев из Великобритании отправилась изучать одно из племен кенийской провинции Нанди. Наслаждаясь самобытным фольклором аборигенов, исследователи познакомились с одним из главных героев народных сказок – кровожадным чимисетом. По свидетельствам местных жителей, в лесах неподалеку от селения скрывается огромный монстр и терроризирует окрестности, нападая на неосторожных охотников по ночам. Сначала он снимает со своей жертвы скальп, а уж затем…
Чтобы погубить ночного убийцу жители поджигают хижину вместе с находящимся внутри животным. Выстрелы из огнестрельного оружия, произведенные по медведю нанди, были безуспешными.
Когда же заинтригованные ученые показали аборигенам картинки с изображением самых различных животных, старожилы племени уверенно указали на сходство легендарного чимисета с… белым медведем. Но откуда же в экваториальной Африке взяться полярному хищнику? Ведь с точки зрения законов зоогеографии это просто невозможно! Кроме того, чем теплее зона обитания, тем мельче хищники, обитающие в ней. Но с чимисетом все совершенно не так.
Английские натуралисты окрестили кенийский кошмар «нанди-бером» и во главе с Дж. Вильямсом приступили к активным поискам неизвестного науке зверя. Напав на след таинственного людоеда в джунглях Уазингишу-плато, храбрецы буквально столкнулись с ним нос к носу. Примерно в 30 метрах от поисковой группы сидело крупное мохнатое животное, напоминающее бурого медведя, но значительно превосходящее его по размерам. Ученые рассмотрели длинную заостренную морду с маленькими ушами, с удивлением заметив, что задние ноги монстра будто бы значительно короче и слабее передних, а также почти не покрыты шерстью. Подстрелить чудовище им так и не удалось, зато по возвращении на родину исследователи произвели настоящий фурор, предав гласности результаты своей экспедиции.
Один из значимых докладов о подобных встречах принадлежит майору Брэйтуэйту и мистеру Кеннету Арчеру, двум известным кенийским колонистам, чьи опыт и слово - не пустой звук в подобных вещах. Они увидели животное в траве и кустарниках и приняли его за львицу. Чуть позже, наблюдение за головой зверя породило впечатление, что морда и сама голова очень большие, в диапазоне 4 футов и 3-6 дюймов в области плеч.
"Сзади спина имела крутой наклон", - говорили они, - "и животное передвигалось неуклюже, что в большей степени походило на походку медведя. Шерсть была густой, тёмно-коричневой. В конечном итоге, зверь углубился в лес около реки, где мы его и потеряли".
Тут же стали появляться все новые «очевидцы», которые хоть однажды сталкивались с чем-то подобным, путешествуя по Кении. Легенда о таинственном людоеде из Нанди обрастала цветистыми подробностями, однако никому так и не удалось взять в плен кровожадного кенийского «медведя». Ученые строили массу предположений о его происхождении - ведь данный феномен должен иметь разумное объяснение! При всей неуловимости легендарного монстра доказательства существования в кенийских джунглях нового вида медведя были настолько убедительны, что нанди-бер даже был удостоен латинского названия – Ursus badokldogo… Кое-кто в ученых кругах даже предположил, что загадочное чудовище из Кении – чудом сохранившийся потомок вымерших халикотериев – отдаленных родичей лошадей. Последние хоть и были травоядными, но обладали мощными когтями и обитали в Африке. Что ж, похоже, кенийские джунгли еще долго не позволят разгадать эту тайну…
Директор охоничьего общества Уганды говорит: "Я верю в нанди-бэра; это может быть большая гиена, может быть что-то отличное от того, что нам известно".
Может ли быть медведь нанди действительно медведем? По описаниям, медведь нанди способен ставать на задние лапы, как медведь, морда его выглядит как у медведя, и практически отсутствует хвост, как у медведя.
Кроме того, передвигается косолапой «медвежьей» шаркающей походкой. Но… В Африке медведи не встречаются с палеолита.
Ископаемый атласский медведь не дотягивает по размерам до медведя нанди. Даже ареалы проживания медведя нанди и атласского медведя-малыша не совпадают: медведи нанди встречаются путешественникам и африканцам преимущественно на землях Восточной Африки, останки же атласского медведя находят в северной части Африки. Так что медведь нанди скорее отдельный вид, а не сохранившийся атласский медведь.
Некоторые исследователи полагают что, медведь нанди может быть гигантской гиеной, дожившим до наших дней представителем семейства Chalicothere или огромным бабуином.
Однако, медведь нанди продолжает ускользать от специалистов, оставляя лишь страх и пересказы историй встреч с этим зверем.
Пока биологи-систематики не получат хотя бы череп и шкуру медведя нанди, он будет оставаться почетным членом группы криптид, наравне с Несси и Бигфутом.