Недавно криптозоолог Лорен Колеман получил письмо от одного из участников секретной операции американских военных в Демократической Республике Конго в 1997-2002 гг. Этот человек, фамилия которого по понятным причинам не разглашается, рассказывает о своей службе в подразделении ВМФ-SEAL (что расшифровывается как "море, воздух, суша") и якобы эта группа наткнулась в Африке на неких экзотических существ и даже сняла о них видеофильм.
Посмотреть пленку, увы, нельзя - военная тайна (SEAL действовало в Конго нелегально, поэтому материалы строго засекречивались). Однако есть рисунок загадочного обитателя джунглей и его описание: серый, похожий на шимпанзе примат ростом около 1,5 м, с гребнем иголок вдоль хребта как у дикобраза, передвигается на двух ногах.Когда эти существа возбуждены или рассержены, иголки у них на спине встают дыбом. Что это за твари, бывший разведчик не знает, но утверждает, будто было 13 особей и их застали в момент, когда они убивали другое животное.
По словам очевидца, у него имеется карта местности, где проходили операции SEAL, и он мог бы показать, где произбшла встреча.
Судя по описанию, подобные существа встречаются не только в Африке. Где-то их кличут каппа, где-то - чупакабрас. Все они прямоходящие, трехпалые, имеют агрессивный нрав, иголки на спине...
Несколько десятилетий подряд из Конго приходят сообщения о неизвестном существе, похожем на человека. Шарль Кордье в 1961 г. упоминал гоминида, которого местные жители величают "какундакари". На Мадагаскаре тоже обитает живущее у воды невысокое прямоходящее трехпалое существо, известное как каланоро. В 1889 г. Королевское географическое общество сообщило о его поимке, а в 1924 г. Чейз Салмон Осборн описал свою встречу с двумя такими спаривавшимися тварями.
Очевидцы говорят об агрессивности каланоро. Те якобы похищают детей и тайком обшаривают деревни на Мадагаскаре в поисках пропитания.
В конце 90-х каланоро изучал профессор Джо Хоббс с географического факультета университета Миссури-Колумбия. Побывав в деревне Амбалакеди, он узнал, что ее жители считают пещеру Андобоара священной, поскольку скорбящие родители, чьи дети ушли в лес и пропали, обнаружили их здесь живыми и невредимыми, после того как оставили для каланоро еду в обмен на возвращение ребят. Малагасийцы верят, что каланоро - сверхъестественный дух, нечто вроде домового, черта или кобольда.
Написав об этих существах на своем сайте, Лорен Колеман рассчитывал, что получит другие интересные сведения. И не ошибся: отовсюду посыпались отклики. В частности, о "камерунском биг-футе".
"Когда мы были в Камеруне в 2001 г., - пишет один из участников экспедиции, - мы показали изображение каланоро местным жителям. Они опознали его, но называли "дудо" и рассказали, что его рост 8-9 футов (2,4-2,7 м), оно сражается с обезьянами, пахнет мертвечиной, оставляет отпечатки трехпалых конечностей, убивает животных, вспарывая им нутро и оставляя трупы гнить, чтобы потом вернуться и полакомиться личинками и мухами. Наш гид Пьер с группой из племени бака однажды выслеживал его в течение недели. В 2000 г. в Камеруне, в селе Молунду, одно такое существо, наконец, изловили и возили напоказ, однако дальнейшая его судьба неизвестна".
Впрочем, скептики сомневаются, что такое возможно: у приматов нет и не должно быть колючек на хребте! Какая в том биологическая целесообразность? Лорен Колеман возражает, он и раньше писал о приматах с колючками на загривке, известных как "потто", а в Центральной Африке называемых "лорис". В случае угрозы колючки топорщатся, так что схватить или укусить потто за шею просто невозможно. Таким образом, колючки выполняют оборонительную функцию.
Правда, есть версия, что колючки являются заостренными отростками удлиненных позвонков, так что сравнение с дикобразом не совсем уместно.
Самая типичная характеристика этих животных - ряд роговых колючек на спине, которые проходят сквозь кожу и которыми это существо обороняется. В случае угрозы животное сворачивается в клубок, направляя колючки на нападающего, шерсть в том месте тут же расступается и оголяет их.
Как бы то ни было, все сказанное о каланоро наводит на мысль, что в голливудских байках о Кинг-Конге есть, видимо, доля истины.