Йети следы напротив Кузбасс охватил культ личности снежного человека

"Существо было гигантское! Оно страшно ревело и бултыхалось в реке в обломках весеннего льда. Сначала я подумал, что это медведь, но косолапые в это время

года еще спят, да и поменьше будут. Я стоял выше по течению реки, а мой друг Афанасий оказался рядом с существом. Я увидел, что он помогает ему выбраться. Все произошло за секунды, а мы еще долго стояли опешив”, — житель Кемеровской области, участковый поселка Усть-Кабырза Валерий Топаков с удовольствием вспоминает о встрече со снежным человеком. Вот уже два года в Кузбассе ведутся активные поиски йети. Лесные жители стали символом региона, их мало кто видел, но в существовании уже не сомневаются. Корреспондент "МК” принял участие в научной экспедиции и обнаружил, что йети гораздо реальнее, чем это кажется.

24 сентября на официальном (!) сайте администрации Кемеровской области появился в числе прочих пресс-релиз, совершенно немыслимый для других регионов. "Лесные пожары заставили снежных людей мигрировать с Алтая в Кузбасс! Йети воюют с медведями и воруют у людей домашних животных, — гласило диковинное сообщение. — Число снежных людей за последнее время увеличилось втрое, и сейчас здесь насчитывается 30 особей. В поселке Усть-Кабырза зафиксированы кражи баранов и кур. В межвидовой конкуренции йети побеждают медведей! Существует риск, что медведи не нагуляют жир и не лягут в спячку, а таежные жители будут вынуждены отбиваться от полчищ голодных мишек”. При этом губернатор Кемеровской области Аман Тулеев повелел взять косолапых под защиту от незваных переселенцев. Такое без внимания оставить было нельзя.

Где медведей больше, чем людей

Юг Кемеровской области называют Горной Шорией из-за самоназвания местных жителей — шорцев. Из Москвы кажется, что более дремучих мест не бывает. Но, как ни удивительно, жизнь в Кемеровской области вполне пристойная. Здесь в отличие от областей Центральной России хорошие дороги, в селах крепко сбитые дома. Брошенных, развалившихся изб нет. Нет и ощущения упадка, вымирания, деградации, как в некоторых регионах. Возможно, дело в особом крепком сибирском характере, возможно, в горнорудных богатствах региона. Так или иначе, социальный пейзаж вполне оптимистичный. Еще больше впечатляют пейзажи природные — разноцветная осенняя тайга, исполинские кедры, ели и сосны, чистейшие горные реки с питьевой водой, громадные бугры Алтайских гор — все это делает Горную Шорию настоящей сибирской Швейцарией.

Плотность населения очень низкая даже по меркам самой Кемеровской области. Исконными жителями являются шорцы — народ, родственный алтайцам и хакасам и исповедующий шаманизм. Обычаи шорцев для журналистской братии оказались очень привлекательные. Забравшись на какую-нибудь гору, надо обязательно испросить разрешения у духа этой горы на пребывание там. "Я наливаю водочку, поворачиваюсь к своей родовой горе. Для моего рода это Куль-Тайга на границе с Хакасией. Спрашиваю разрешения у духа и прыскаю водочку на четыре стороны”, — пояснял гостям региона замглавы Таштагольского района Никита Шулбаев. Оставшуюся водочку нужно непременно выпить на окропленной горе, что представители второй древнейшей и сделали не без удовольствия.

Впрочем, есть в этих местностях и те, кто не приемлет алкоголя. Это старообрядцы. Они не пьют ни водки, ни вина. Только по праздникам могут пригубить собственную настойку из меда и изюма. Живут староверы отдельными от остальных поселениями в труднодоступных местах. Они не имеют паспортов, зато в семьях очень много молодежи — по 5—8 детей. Кто-то хоть и уходит в мир, но многие остаются. Староверы не пользуются телевизором, радио, живут своим натуральным хозяйством. Между собой поселения различаются канонами и строгостью порядков. Категорически запрещается покупать готовые продукты. Здесь хоть и могут принять гостя из мира, но всегда сажают его за отдельный стол, дают ему отдельную посуду.

В кузбасском поселке Килинск живут примерно 350 человек, и порядки здесь наиболее строгие. Именно отсюда в 30-х годах дальше в тайгу ушла семья отшельников Лыковых. Интересно, что единственная оставшаяся в живых из семьи Агафья Карповна Лыкова хоть и живет в Хакасском заповеднике, но поддерживает теплые отношения именно с губернатором Кузбасса Тулеевым. Познакомились они в 1997 году, когда сильно горела тайга около жилища Лыковой. Теперь ей регулярно на вертолете доставляют сено для коз, помогают орудиями труда. При этом отшельница в одиночку отстроила себе дом, может забить медведя.

С медведями, как и с йети, здесь особенные отношения. Косолапые в буквальном смысле слова шастают по улицам. Байки, которые на полном серьезе рассказывают в Горной Шории, живо напоминают рассказы юмориста Михаила Евдокимова. "Пошел как-то Николай Иваныч — главный в районе по ЖКХ — на утреннюю пробежку. Бежит по Таштаголу. Вдруг глядь — медведь! Он от страху забрался на первое попавшееся дерево и рычит на косолапого — те якобы опасаются рыка. Не помогло! Долго ли, коротко ли, спустился изможденный чиновник и бросился наутек. Главное: на аппаратное заседание в администрации опоздал, за что еще и штраф получил. А после встречи с мишкой целую неделю заикался”.

"Он запрещает о себе говорить…”

В такую многоцветную реальность снежный человек вписывается как нельзя лучше. "Он на меня всегда смотрит. Смотрит, что я делаю, но не осуждает. Я чувствую, что он существо разумное, у него мощнейшая энергетика. Воочию я его видела всего один раз — 7 лет назад. Видела я его очень издалека: я шла по деревне, передо мной была речка, а затем гора. На ней-то он и сиял. Казалось бы, очень далеко, но его энергетика приближает. От него исходил какой-то ослепляющий свет. Есть охотники, которые его видели вплотную. Например, Афанасий Кискоров из моей деревни. После той встречи он целый месяц болел. Вот и я если скажу про него даже самые простые вещи, то сильно болею. Существо как будто запрещает о себе говорить...” — плавно, нараспев говорит о снежном человеке шаман Надежда Муртаева из поселка Усть-Анзасс. У нее огромный бубен и секреты предков, с помощью которых она совершает таинственные обряды по привлечению силы и здоровья людям. По ее словам, те охотники, что видели йети, как правило, быстро умирали.

Подруга Надежды, Раиса, из поселка Шерегеш утверждает, что у снежного человека есть определенный маршрут, по которому он передвигается. "Мы знаем только одно: он очень добрый. Человек в этом мире не один. Но сам человек не готов осознать, что он не один на земле. Многие, например, даже после непосредственной встречи с ним не выдерживают, сходят с ума или болеют. Эти существа намного умнее человека и желают нам только блага”. По мнению Раисы, йети ушел в своей эволюции гораздо дальше, чем человек

Этот след гоминологи растиражируют по всему миру. Автор фото: Игорь Кармазин.

Валерий Топаков уже долгие годы собирает фольклор шорского народа. Он отмечает, что по-шорски снежного человека зовут тагези — дух тайги. "Наши охотники его видели неоднократно. Было такое поверье, что увидеть тагези — на удачу. Поэтому особо никому и не рассказывали — боялись спугнуть удачу. У нас был отличный охотник Василий Савельевич, фронтовик, очень сильный шаман. Когда он был уже в возрасте и удача на охоте ему была не нужна, он поведал, что неоднократно сталкивался с этим существом. Оно огромного роста, у него гигантские следы”. Но продолжительное время его никто не наблюдал. Именно друг Топакова, Кискоров, весной спас йети от гибели. "Я подбежал, спрашиваю: ты кого вытаскивал? А он и сам не понял. Когда я чудище это увидел, страха особого не было, но очень любопытство разыгралось. Сердце бешено забилось! Мы потом с Афанасием всю ночь увиденное обсуждали”, — вспоминает поселковый участковый.

Впрочем, кроме бытовых наблюдений слежка за снежным человеком бывает и научной. Приличная часть экспозиции районного краеведческого музея посвящена выкладкам о йети. Специальная экспозиция объединила и отпечатки его следов, и фотографии останков, и даже обобщенный фоторобот. "Совсем недавно обнаружили следы снежного человека у нас, в Горной Шории, — это в районе Усть-Кабырзы, в 8 километрах от Азасской пещеры, — рассказывает директор музея этнографии и природы Горной Шории Надежда Шихалева. — Но, говорят, и в самой Азасской пещере также были найдены отпечатки следов”.

Главный специалист по йети в нашей стране — известный гоминолог, кандидат исторических наук, президент фонда "Криптосфера” Игорь Бурцев уже 45 лет занимается поисками. Из оборудования у него один фотоаппарат, зато уважение вызывает его честное признание, что лично йети он до сих пор не видел. Пока добрались до пещеры, где в последний раз местные жители видели следы йети, было время поговорить.

— Игорь Дмитриевич, поведайте о последних успехах.

— До последнего времени главными свидетельствами существования йети были сообщения очевидцев. Совсем недавно поразительное сообщение пришло из Киева. Житель города Руслан рассказал, как в 1999 году на пути к Крыму он увидел перепрыгнувшего через дорогу гиганта, покрытого шерстью. Это произошло ночью, машину Руслан остановил и спросил у товарища, видел ли тот гиганта. Оказывается, видел, но подумал, что это галлюцинация. Все это Руслан рассказал отцу, а тот долгие годы работал в авиации, служил на Сахалине. Однажды там упал самолет, и он с товарищами поехал его искать. В тайге они набрели на какую-то берлогу и думали, что это медведь. Но оттуда вышел… волосатый гигант. Тогда отец Руслана и один из его сослуживцев направили на существо автоматы. Стрелять они не решились, а рассказывать никому не стали, чтобы их не приняли за сумасшедших. Гигант развернулся и ушел.

Таких сообщений накопилось уже около 8 тысяч. Есть также слепки следов снежного человека. Есть американский фильм об этом явлении. Дважды были обнаружены трупы этого существа — в 1968 году в США и в 1997 году во Франции. Но после сообщений в прессе они исчезли. Имеется и богатый этнографический материал, ведь люди с древности встречались с йети, что нашло отражение в легендах и преданиях.

Все это было до последнего времени. Сейчас мы получили много новых сведений о следах деятельности этих существ. В первую очередь речь идет о "маркерах”, лесных конструкциях, которые они создают. Они скручивают, потрошат, по-особенному ломают деревья. По этим маркерам можно определить, присутствуют они в данной местности или их нет.

— Можно ли составить собирательный портрет снежного человека? Что о нем известно?

— Это двуногие существа, которые анатомически очень похожи на нас. У них несколько иначе устроена стопа, увеличена пяточная кость. Ходят они, высоко задирая колени. Это позволяет им лучше преодолевать препятствия в лесу. Они не пользуются огнем, не пользуются орудиями труда, не пользуются одеждой, прекрасно себя чувствуют в природе в любую погоду. Возможно, они зимой впадают в спячку, холодное время года проводят в пещерах, ямах. Они всеядны. Предпочитают вегетарианскую пищу, но не гнушаются и животной. Однажды, например, был обнаружен труп лося, с которого буквально содрали шкуру, как чулок. Ни один зверь так не сделает, а человек не обладает такой силой. Существа ведут преимущественно ночной образ жизни. У них соответственно приспособлено зрение. Мы предполагаем у них очень сильные телепатические свойства — они могут чувствовать намерения людей и предотвращать встречу с ними. В силу конкуренции с людьми они были вытеснены в глухие места. Живут йети семьями. Самцы более активны. Обладают очень большой физической силой. Рост различается, но, как правило, до 2,5 метра. Продолжительность жизни среднечеловеческая.

Смежный с нами человек

Желающему своими глазами посмотреть на глухие места, где кто-то кого-то когда-то видел, предстоит непростое путешествие. Не один десяток километров по тайге, заросшей вековыми кедрами, горным перевалам, через стремительные реки... Зимой добраться легче на снегоходах, а вот летом вариант один — на армейском "Урале”. Неописуемая красота скрыта от посторонних глаз.

Несколько часов путешествия — и цель достигнута. В районе Азасской пещеры встречаются таинственные существа. Здесь в лесу полно маркеров. Игорь Бурцев указывает на диковинные сломы деревьев. Как будто их действительно долго потрошили — ни человек, ни зверь такого сделать не мог… Мы настороженно пробираемся к самой пещере — вдруг йети выскочит и набросится на нас! Или, наоборот, мы спугнем его шумом.

В Азасской пещере постоянно влажно — через нее протекает речка. В дождливую погоду туда и вовсе не пробраться, но нам с солнцем повезло. На размягченной глине, куда не проникает дневной свет, нас ждет удача — мы обнаруживаем огромные следы! Очевидных отпечатков два. Оба длиной 40 сантиметров, между ними расстояние в полтора метра! У стенки пещеры мы замечаем огрызок бревна. "Удивительно, но здесь никого с весны не было, а бревно мы выносили на воздух. Кто-то его принес!” — шепчут охотники.

Честно говоря, после всего ранее услышанного при виде следов даже не удивился. Да и остальные отнеслись к событию не как к сенсации, а как к очередному доказательству давно известного факта…

— Они обладают речью, хотя по-нашему и искаженной. Это люди, только другого вида. Это параллельная нам ветвь эволюции! Поэтому я его называю не снежный, а "смежный человек”, — воодушевленно декламирует Игорь Бурцев.

Для многих существование снежного человека всего лишь выдумка и бред сумасшедшего. Однако, живя в такой близости к природе, понимаешь, что мы слишком мало знаем о ее возможностях, слишком много скрыто от глаз посторонних.

Похожие статьи: