Ступени пирамиды Кукулькана (El Castillo) издают звук, похожий на падение дождевых капель в чашу с водой. Команда учёных из Технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology) и Национального политехнического института Мексики (Instituto Politécnico Nacional) решила выяснить, нет ли в этом необычном явлении скрытого смысла.
К верхней платформе пирамиды Кукулькана (на заднем плане) ведут 365 ступеней, по числу дней в году. Правда, ради безопасности туристов некоторое время назад подъём наверх закрыли (фото SdosRemedios/flickr.com).
Данное явление особенно хорошо заметно человеку, сидящему на одной из нижних ступеней, в то время как другой поднимается к вершине пирамиды.
Исследователи попросили студентов подняться вверх по гигантской лестнице и записали звук, появляющийся у основания пирамиды. Им было известно, что «музыка дождя» характерна для пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице (Chichen Itza). Её ступени ровные, похожие на таковые в египетских пирамидах, внутри она пустотелая.
Является ли звук следствием особого строения пирамиды? Чтобы выяснить это, учёные провели ту же самую операцию с Пирамидой Луны (Moon Pyramid) в Теотиуакане. Она представляет собой сплошное сооружение с неровными выступами: ступени чередуются с довольно широкими платформами.
Оказалось, что звук шагов-капель у двух пирамид совершенно одинаковый. Значит, дело не во внутреннем строении пирамид, а звуковые волны, вероятно, проходят через ступени, отражаются от рифлёной поверхности и дифрагируют. Вот и получается внизу столь необычный звук падающих капель.
Открытие «музыки дождя» у другой мексиканской пирамиды навело учёных на мысль, что звук имел некое сакральное значение, например, служил для обращения к богу дождя Чаку (Chaahk). Хотя и считается, что пирамида Кукулькана была посвящена одноимённому богу (Kukulcan), в обеих пирамидах (Кукулькана и Луны) были также найдены маски Чака.
Впрочем, предположение так и осталось предположением, это признают и сами учёные. «Мексиканские пирамиды можно рассматривать как своего рода гигантские музыкальные инструменты цивилизации майя», — говорит один из исследователей Хорхе Крус (Jorge Cruz), но сразу же добавляет, что никаких подлинных (прямых) свидетельств тому, что индейцы «играли» на них, нет.
Не участвовавший в данном исследовании Франциско Эстрада-Белли (Francisco Estrada-Belli) из университета Массачусетса в Бостоне отмечает, что майя действительно ассоциировали пирамиды с дождём. «Большинство, если не все, сооружения рассматривались как священные горы, у которых собирались облака, дающие начало дождю», — рассказывает он. Звук падающих капель усиливает связь с водной стихией. Однако о том, что индейцы намеренно вызывали «музыку дождя», ему ничего не известно.
Не стоит забывать и о том, что перед современными людьми не совсем те пирамиды, что были построены майя, напоминает археолог Элизабет Грэхем (Elizabeth Graham) из университетского колледжа Лондона. Многие из них были отреставрированы, а значит, их поверхность (а также издаваемый ею звук) не вполне соответствуют древним.