Резкий прыжок в величине и развитии головного мозга, а следовательно, и познавательных способностей гоминидов произошёл после освоения ими морского/речного рациона. Сенсационное открытие совершила группа учёных из пяти стран, чьё исследование разложено по полочкам в статье в PNAS.
Человек умелый, по существующим представлениям, является изобретателем орудий труда. Теперь же ясно, что поспособствовало такой бурной деятельности данного вида (иллюстрация с сайта americanmonsters.com).
Кости водных животных (рыб, крокодилов и черепах), оставшиеся от древней трапезы, вместе с каменными инструментами обнаружены в районе кенийского озера Туркана. Возраст инструментов определён как 1,95 миллиона лет, и относятся они к олдувайской культуре.Следы обеда были оставлены либо Homo habilis, либо Homo rudolfiensis, либо Paranthropus boisei. Ранее считалось, что в ту эпоху люди употребляли в пищу лишь сухопутных животных, наряду с растительной едой. Между тем один из упомянутых выше видов (вероятнее, H. habilis) позже трансформировался в значительно более интеллектуального Homo ergaster и далее в Homo erectus — прямого предка Homo sapiens.
Обычный снимок и фото с электронного микроскопа древней окаменелости кости рептилии с отметинами от каменных инструментов, выкопанный около Турканы.
Кстати, ранее у того же самого озера был найден "Мальчик Турканы" – скелет гоминида, возрастом 1,6 миллиона лет. Его отнесли к H. erectus или H. ergaster (фото PNAS).
Любопытно, что ранее самый древний морской обед был датирован 164 тысячами лет и относился к человеку разумному. Тогда специалисты предположили, что расширение рациона сапиенсов за счёт мидий, китов и других морских существ стало ключом к выживанию нашего вида.
Теперь получается, что похожий шаг гораздо более далёких наших предшественников позволил эволюции людей совершить мощный скачок. И разгадка его, по мнению исследователей, кроется в новой диете, очень богатой жирными кислотами, важными для развития мозга и его энергообеспечения.
Правда, люди того периода вряд ли располагали средствами для массовой охоты на плавающих созданий, как и должной организацией подобного процесса, а потому, скорее всего, подбирали падаль, выброшенную на берег волнами или оставшуюся после отлива, — добавляют антропологи.